"Автобиография Йога". Йог после смерти, как при жизни. Сноски

ЙОГ ПОСЛЕ СМЕРТИ, КАК ПРИ ЖИЗНИ

Парамахамса Йогананда вошел в махасамадхи (окончательный сознательный выход йога из тела) в Лос-Анджелесе (США, Калифорния) 7 марта 1952 года после окончания своей речи на банкете в честь индийского посла Бинея Р.Сена.

Великий учитель мира продемонстрировал ценность йоги и научных методов богопознания не только при жизни, но и после смерти. Несколько недель спустя после его ухода неизменившееся тело йога светилось божественным светом нетленности.

Директор лос-анжелесского морга, куда временно было помешено тело великого учителя, мистер Гари Роу, отправил Товариществу Самопознания нотариально заверенное письмо, извлечения из которого мы приводим:

"Отсутствие каких бы то ни было видимых признаков разложения мертвого тела Парамахамсы Йог-ананды является уникальнейшим случаем в нашей практике... Признаков физического распада не было заметно даже через двадцать дней после смерти.. На коже его тела не было видно никаких признаков плесени, а ткани не высыхали. Это состояние полной нетленности, насколько нам известно из анналов похорон, является случаем беспримерным. После получения тела Йогананды персонал морга ожидал увидеть обычные прогрессирующие признаки разложения, за которыми можно было бы наблюдать через стеклянную крышку гроба. Наше изумление возрастало с каждым днем, так как никаких заметных изменений в теле не происходило Оно было явно в феноменальном, нетленном состоянии. .

Никакого запаха разложения... Внешний вид Йогананды 27 марта, перед тем как была установлена бронзовая крышка гроба, был таким же, как и 7 марта. 27 марта не было никаких оснований заявить, что его тело страдает от какого бы то ни было физического распада вообще. Поэтому мы вновь утверждаем, что случай с Парамахамсой Йоганандой в нашей практике уникален".

От издательства


Автобиография Йога Йогананды занимает особое место как в наследии самого Парамахамсы, так и в общем контексте мировой духовной литературы в качестве уникального произведения, раскрывающего перед читателем панораму внутренней, духовной жизни Индии взглядом изнутри. Будучи созданной выдающимся последователем живой традиции, посвятившим большую часть своей жизни принесению ее достижений в чашу культуры Запада, эта книга предоставляет нам замечательную возможность непосредственного соприкосновения с живой мудростью одного из древнейших духовных путей.

Вполне закономерно и симптоматично, что Автобиография Йога завоевала сердца читателей уже много лет назад. В советском "самиздате" получили широкое хождение два независимо сделанных перевода на русский язык. Первое издание постсоветского периода, подготовленное по одной из этих версий, к сожалению, весьма неудачно в силу многочисленных искажений и утрат текста в сочетании с трудночитаемым полиграфическим исполнением.

Сознавая сложность поставленной задачи, творческий коллектив по подготовке данного издания самостоятельно выполнил весь комплекс работ, включавший: новый перевод на русский язык, тщательное научное редактирование и филологическую подготовку текста. Издание подготовлено в максимально удобной для читателя форме и снабжено широкой подборкой наиболее интересных фотоматериалов, связанных с жизнью автора. Выдержки и цитаты из Бхагавадгиты приводятся по монографии В.С.Семенцова Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике (М., "Наука", 1985), так как именно этот перевод был признан наиболее отвечающим духу самого произведения. Читатель может обратиться и к другим переводам этого памятника: Б.Л.Смирнов (Ашхабад, "Ылым", 1978); А.Каменская и И.Манциарли (Калуга, 1914).

Издательство радо отметить такой знаменательный факт, что все работы над настоящей книгой завершены ровно через пятьдесят лет с того момента как Парамахамса Иогананда закончил свою работу над рукописью этой книги, и, таким образом, это издание является юбилейным.

Мы выражаем глубокую признательность всему коллективу, принимавшему участие в подготовке этого издания.

[1] Типография Оксфордского университета, 1958 г.

[2] Гуру — духовный учитель. В 17-й главе Гуругиты слово "гуру" трактуется как "рассеивающий мрак" (от гу — мрак, тьма и ру — тот. который разгоняет).

[3] Йог — человек, занимающийся йогой — "единением", древней индийской наукой сосредоточения на Боге. См. главу 26: "Учение края-йоги".

[4] Имя мое изменилось на Йогананда в 1915 г., когда я вступил в древнее монашеское братство — Орден Свами. В 1935 г. мой гуру даровал мне религиозный титул — Парамахамса.

[5] Кшатрии, по индийской традиции, вторая каста — каста воинов и правителей.

[6] Эти древние эпосы являются сокровищницами индийской истории, мифологии и философии.

[7] Бхагавадгита — это величественная санскритская поэма, часть эпоса Махабхарата, является Библией Индии. Махатма Ганди писал: "Кто станет медитировать над Гитой, тот каждый день будет извлекать из нее свежую радость и новый смысл. Нет ни единой путаницы в духовных проблемах, которую Гита не могла бы распутать".

[8] Бабу — господин. Помещается в конце бенгальских имен.

[9] Феноменальные  силы,  которыми обладают великие  учителя, разъясняются в главе 30 "Закон чудес".

[10] Крия-йога — йоговская техника, благодаря которой буйство чувств утихомиривается, что позволяет человеку достичь все возрастающего единства с космическим сознанием (ем. главу 26).

[11] Ишвара — имя Бога на санскрите в значении Правитель Вселенной, от корня иш — управлять. Индийские Писания упоминают тысячу имен Бога Каждое содержит различный оттенок философского значения Ишвара — это Тот, волей Которого создается и разрушается все сушее.

[12] Бесконечные возможности звука берут начало в созидательном слове Аум, космической вибраторной энергии, превосходящей любые другие энергии. Любое ясно осознанное слово, произнесенное с глубокой концентрацией, обладает эффектом материализации. Повторение вдохновляющих слов вслух или про себя считается эффективным в некоторых системах психотерапии; секрет кроется в усилении вибрации психических волн.

[13] Кали — символ Бога в аспекте вечной Матери Природы. Традиционно Ее изображают в виде женщины с четырьмя руками, стоящей на летящем Боге Шиве или Бесконечном, поскольку природа, или окружающий нас феноменальный мир, берет начало в Беспричинном Духе. Четыре руки символизируют обязательные атрибуты: две — творение благ, другие две — разрушение как неотъемлемые части дуализма — творение и разрушение.

[14] Свами — от санскритского корня сва означает тот, кто един со своим Я Применяется к членам индийского ордена монахов Официальное значение этого титула соответствует титулу преподобный (см главу 24)

[15] Индийский обычай, по которому родители выбирают для своего ребенка спутника жизни, выдержал испытание временем. Индийские браки, глубоко уходящие своими корнями в религиозные представления, являются, по большей части, счастливыми.

[16] Садху — отшельник, анахорет, тот, кто посвятил себя аскезе и духовной практике.

[17] 2. Эти слова показали, что мать тайно знала о непродолжительности своей жизни. Наконец до меня дошло, почему мать настаивала на ускорении женитьбы Ананты. Хотя она и умерла до свадьбы, ее естественным материнским желанием было участие в брачных церемониях.

[18] Обычный знак уважения к садху.

[19] 2. Амулет — это предмет, имеющий астральное происхождение. Структурно рассеиваясь, такие объекты в конце концов исчезают с нашей земли (см. главу 43).

Мантры — древние священные заклинания — были написаны на амулете. Возможности звука и человеческого голоса нигде не изучали так глубоко, как п Индии. Вибрация Аум, распространяющаяся по всей вселенной ("Слово" или "голос многих вод" из Библии), имеет три проявления: творение, хранение и разрушение — Тайтиръя Упанишада 1.8. Всякий раз, когда человек произносит слово, он приводит в действие одно из этих трех значений Аум. Здесь и кроется причина закона, определенная священными писаниями, по которому человек должен говорить правду Мантры, написанные на санскрите, при правильном их произнесении, обладают вибрациями духовно благотворных потенций. Идеально сложенный санскритский алфавит состоит из 50 букв, каждая из которых, имеет неизменное устойчивое произношение.

Джордж Бернард Шоу написал мудрый и, конечно, остроумный очерк о фонетической неадекватности английского алфавита, основанного на латыни, в котором 26 букв безуспешно борются за право на звук. С обычной безжалостностью господин Шоу убеждает принять новый алфавит с 42 буквами (см. его предисловие к Чудесному рождению языка, Philosophical Library, N.Y.). Такой алфавит приблизительно равнялся бы фонетическому совершенству санскрита, где использование 50 букв исключает неправильное произношение.

Изучение письмен, обнаруженных в долине Инда, привело к тому, что ряд ученых отказался от существующей в настоящее время теории, что Индия "заимствовала" санскритский алфавит из семитских источников. Недавно рядом с Мохенджо-Даро и Ха-раппой были произведены раскопки нескольких больших индийских городов, предоставляющие доказательства большой культуры, которая "должна была иметь длительную предшествующую историю на почве Индии, унося нас в век, о котором можно лишь смутно догадываться" (Сэр Джон Маршалл, Мохенджо-Даро и цивилизация Инда, 1931 г.).

Если индуистская теория о весьма глубокой древности существования цивилизованного человека на этой планете верна, то становится возможным объяснить, почему наиболее древний язык в мире — санскрит — является также и наиболее совершенным (см. сноску на стр. 100). "Санскрит, — сказал сэр Вильям Джоунз, основатель Азиатского Общества, — какой бы древний он ни был, имеет замечательную структуру: более совершенный, чем греческий, более обширный, чем латынь, и более утонченный, чем тот и другой".

"Со времени возрождения классического обучения,-- утверждает Американская энциклопедия, — в истории культуры не было более важного события, чем открытие санскрита западными учеными во второй половине восемнадцатого века. Лингвистическая наука, сравнительная грамматика, сравнительная мифология, наука о религии... либо обязаны самим своим существованием открытию санскрита, либо его изучение оказало на них глубокое влияние".

[20] Чото Махасая — имя, с которым ко мне обращались многие индийские святые. Оно переводится — маленький сэр, господин.

[21] Своим собственным путем физическая наука подтверждает истинность законов, открытых йогами через ментальную науку. К примеру, 26 ноября 1934 г. в Римском Королевском университете было наглядно продемонстрировано, что человек обладает возможностями телевидения. Доктор Джузеппе Калигари, профессор нейропсихологии, нажимал в течение пятнадцати минут на точку, расположенную в правой стороне грудной клетки тела испытуемого, в результате чего он становился способен подробно описывать лица и объекты, находящиеся в то же время по другую сторону стены. Доктор Калигари заявил коллегам, что если возбуждать другие участки кожи, то испытуемому передадутся сверхчувственные ощущения, позволяющие видеть объекты, которые он не мог бы воспринимать иначе, а также мог бы видеть на любом расстоянии, независимо от того, видел он эти объекты раньше или нет.

[22] Брахма — Бог в аспекте Творца; от санскритского корня брих — распространяться. Когда Эмерсон в 1857 г. напечатал в Atlantic Monthly стихотворение Брахма, большинство читателей было в недоумении. Эмерсон усмехался: "Скажите им, чтобы они читали Иегова вместо Брахма, тогда затруднений не будет".

[23] В глубокой медитации первый опыт духа проявляется на алтаре позвоночника, а затем в головном мозге. Льющееся могучим потоком блаженство поразительно, но йог учится контролировать его направление и внешние проявления.

[24] Ко времени нашей встречи Пранабананда, несомненно, был озаренным учителем. Но последние дни описанной им деловой жизни имели место на много лет раньше. Пранабананда тогда еще не вполне утвердился в нирвикальпа самадхи. В этом совершенном Я неколебимом состоянии йог не испытывает никаких затруднений в исполнении каких бы то ни было мирских обязанностей.

После ухода в отставку Пранабананда написал Пранабгиту — один из глубочайших комментариев к Бхагавадгите, доступный на языках бенгали и хинди.

Сила, выражающаяся в способности проявляться сразу в нескольких телах, называется сиддхи — сила йоги, о которой упоминал Патанджали в Йога-сутре (см. сноску на стр. 248). Явления биолокации проявлялись в жизни многих святых в прошлые века. В Истории Терезы Ньюмен (Bruce Pub. Co.) А.П.Шимберг описывает несколько случаев, когда эта христианская святая появлялась в прежние времена и разговаривала с людьми, находящимися далеко от нее и нуждающимися в ее помощи.

[25] См. главу 27.

[26] Саньясин — буквально — самоотреченный;  от  санскритского глагольного корня — отвергать.

[27] Карма — следствие прошлых действий в этой или какой-либо предшествующей жизни; от санскритского глагола кри — делать.

[28] Бхагавадгита 9.30-31.

[29] Я всегда обращался к нему Ананта-да; да — суффикс уважения, получаемый в индийской семье старшим братом от младших братьев и сестер.

[30] В то время Кебалананда еще не присоединился к Ордену Сва-ми и его звали Шастри Махасая. Однако, чтобы избежать путаницы с именами Лахири Махасая, Бхадури Махасая (глава 7) и учитель Махасая (глава 9), я упоминаю репетитора по санскриту под его более поздним монашеским именем — свами Кебалананда. Его биография недавно опубликована на бенгали. Он родился в Кхулне, штат Бенгалия, в 1863 г. Кебалананда оставил тело в Бенаресе в возрасте шестидесяти восьми лет. Его имя в семье было Ашутош Чаттерджи.

Махасая — исполненный уважения религиозный титул, означающий "великий возвратитель". (Маха — великий, сая — обращенный внутрь, идущий к покою).

[31] Поскольку истинная природа Бога — блаженство, поклоняющийся, приведенный в созвучие с Ним, испытывает исконную беспредельную радость.

[32] К настоящему времени сохранилось более ста канонических книг, входивших в четыре древние Веды. В своем Журнале Эмерсон отдал должное ведической мысли: "Это — величественно, как теплая ночь в безмолвном океане. Там содержится все религиозное чувство, вся великая этика, которая по очереди посещает каждый благородный поэтический ум... Бесполезно откладывать книгу; если я верю себе в лесу или в лодке на пруду, природа делает из меня теперь брахмана: вечная необходимость, вечная компенсация, неизмеримая сила, ненарушаемое безмолвие .. Это ее вероучение. Мир, говорит она мне, и чистота, и абсолютное отречение — эти панацеи искупают весь грех и приводят вас к блаженству Восьми Богов".

[33] Панкха — опахало, сделанное из пальмового листа

[34] Местонахождение "единого", или духовного, глаза При наступлении смерти сознание человека обычно привлекается к этому святому месту, чем объясняется поворот глаз вверх у мертвых

[35] Рама —  центральная  священная фигура санскритского эпоса Рамаяна

[36] Эго-принцип — ахамкара (буквально — я делаю) — является основной причиной дуализма или кажущегося разделения между человеком и его Творцом Ахамкара приводит человеческие существа под власть майи (космической иллюзии), вследствие которой объект (эго) ложно выступает как субъект, это приводит к тому, что творения воображают себя творцом

"Не свершаю я действий" — пусть йогин, суть познав, так всегда помышляет — обоняя, дыша, ощущая, испражняясь, ходя, засыпая Говоря иль хватая рукою, видя, слыша, глазами моргая, он во всех этих действиях видит лишь вращение чувств в предметах...

Тот, кто видит, что действия, Партха, совершает лишь пракрита всюду, и кто Амман лишь в недеянье созерцает, — тот истинно видит...

Пребывая всей твари владыкой, нерожденным, нетленным, вечным, Я внутри Мне подвластной природы своей майей Себя рождаю...

Состоит ведь из гун Моя майя: одолеть ее, дивную, трудно; но кто ищет Меня всей душою, тот ее позади оставляет.

Бхагавадгнта, соответственно: 5, 8-9; 13, 29; 4, 6; 7, 14.

[37] Екклезиаст 3.1.

[38] Майя — космическая иллюзия, буквально — измеритель. Майя — это магическая сила творения, благодаря которой ограничения и разделения кажутся присутствующими в неизмеримом и неделимом. Эмерсон написал следующее стихотворение, которое назвал Майя. "Сплетая бесконечные узоры, непостижимо иллюзия трудится, в ее пестрых картинках нет недостатка, тесня друг друга, закрывают одна другую. Чародейка, которой поверит человек, жаждущий быть обманутым".

[39] Риши — буквально — пророки, провидцы, в бесконечно глубокой древности были авторами Вед.

[40] Лючи — плоский круглый индийский хлеб.

[41] Изучение сознания западными психологами чаще всего ограничивается исследованием подсознания и душевными болезнями, лечением которых занимается психиатрия и психология. Имеется незначительное количество исследований происхождения и формирования основных нормальных психических состояний и их эмоциональных и волевых выражений — истинно основной предмет, не игнорируемый в индийской философии. В системах сан-кхья и йога даются точные классификации различных связей, в нормальных умственных модификациях и характерных функций буддхи (тонкий интеллект), ахамкары (принцип эго) и манаса (ум, или сознание ощущений)

[42] Вселенная представлена в каждой из ее частичек. Все произведено из одного сокрытого материала. Мир вмещается в Капле росы... Истинная доктрина вездесущности заключается в том, что Бог проявлен целиком и во мхе, и в паутине — Эмерсон в Компенсации.

[43] 2. Факир — мусульманский аскет.

[44] "Покупать и продавать, но никогда не забывать Бога!" Идеал состоит в том, что рука и сердце действуют в гармоничном единстве. Некоторые писатели на Западе говорят, что цель индусов — робко устраниться от жизни, от общества, быть бездеятельными. Однако четырехкратный ведический план жизни человека хорошо сбалансирован для большинства с посвящением первой половины периода — обучению и домашним обязанностям, второй половины — практике созерцаний и медитаций.

Чтобы укрепиться в истинном Я, необходимо уединение, но затем учителя возвращаются в мир, чтобы служить ему. Даже те святые, которые не заняты никакой внешней работой, все равно через ум вносят святые вибрации — более драгоценный вклад в мир, чем может дать самая энергичная деятельность непосвященного человека. Великие, каждый по-своему, часто наталкиваясь на горькое сопротивление, самоотверженно стараются вдохновить и поднять собратьев. Ни один религиозный или общественный идеал индуса не бывает просто отрицательным. Ахимса — ненанесение вреда — называется сакало дхармой (совершенная добродетель); в Махабхарате оно является положительным предписанием, так как эта концепция заключена в том, что тот, кто не помогает другим, так или иначе вредит им

Бхагавадгита 3.4-8 указывает, что деятельность неотделима от самой природы человека. Леность — это просто "неправильная деятельность".

Человек, отвергающий действия, никогда не придет к недеянью: ведь сама по себе отрешенность к совершенству его не приводит.

Три природой рожденные гуны понуждают всех тварей к деяньям. Потому — человек ни мгновенья в недсяньи пребыть не сможет...

Совершай неизбежное действие, оно лучше бездействия, Партха: ведь и тело твое погибнет, коль от действий ты отрешишься.

[45] Сохонг было его монашеское имя Однако всем он был известен как свами Тигр

[46] Раджа Бегум переводится как Принц-Принцесса Имя зверя указывает на то, что он обладал свирепостью тигра и тигрицы вместе

[47] Пранаяма — метод контроля жизненной силы — праны — путем регулирования дыхания

[48] Патанджали — выдающийся толкователь йоги в древности.

[49] Бхастрика — кузнечные мехи  Пранаяма бхастрика делает ра~ зум устойчивым

[50] Профессор из Сорбонны Жюль Буа в 1928 г. сказал, что французские психологи исследовали и признали сверхсознание, которое в своем великолепии в точности "противоположно подсознательному разуму Фрейда и включает в себя способности, делающие человека действительно человеком, а не суперживотным" Французский ученый объяснил, что пробуждение высшего сознания "не следует смешивать с гипнотизмом Существование сверхсознания давно признавалось философией, являясь в действительности Сверхдушой, о которой говорил Эмерсон, но лишь не давно это получило научное признание" (см. сноску на стр. 141). В Сверхдуше Эмерсон писал: "Человек — это фасад храма, в котором сочетаются вся мудрость и все добро. Тот. кого мы обычно называем человеком: кушающий, пьющий, сажающий цветы — как нам известно, таковым не является, но искажает представления о нем Его мы не уважаем; но буде он позволит проявиться в своих действиях душе, органом которой на самом деле является, то заставит нас преклонить колени... Мы открыты с одной стороны глубинам духовной природы, всем свойствам Бога".

[51] Махариши — великий мудрец.

[52] Анубхава — истинное восприятие Бога

[53] 1. Концепция Писаний о Боге как о Единственном безусловном творческом принципе. Творе_ние же Его — не что иное, как пассивная майя

[54] Его полное имя было Наджендранат Бхадури. Мат — это, строго говоря, монастырь, но этот термин часто применяется к понятиям ашрам или уединенное жилище.

Среди левитирующих святых христианского мира XVII века был святой Иосиф из Кьюпертино. Его способность получила всеобщее признание. Святой Иосиф в миру отличался рассеянностью, что в действительности отражало погруженность в духовное. Собратья по монастырю не могли позволить ему прислуживать за общим столом, дабы он и посуда не поднялись к потолку. Святой действительно не был приспособлен к земным обязанностям, так как не мог подолгу находиться на земле. Часто одного вида божественной статуи было достаточно, чтобы он совершил взлет вверх. Можно было видеть, как двое святых — один из камня, другой из плоти — вместе парили в воздухе.

Святая Тереза из Авилы с большим душевным волнением говорила, что физический подъем приводит ее в замешательство. Будучи весьма занята повседневными обязанностями, она тщетно пыталась препятствовать полетам. "Но небольшие предосторожности тщетны, — писала она, — когда Бог делает все иначе". Тело святой Терезы, покоящееся в Альбе, в Испании, оставалось нетленным на протяжении четырех веков. Это место явилось свидетелем многих чудес.

[55] "Вся наука трансцендентна, в противном случае она умирает. Ботаника обретает теперь верную теорию — аватары Брахмы будут вскоре учебниками естественной истории". — Эмерсон.

[56] От латинского слова crescere — усиливать. Крескограф и другие изобретения Боса получили всеобщее признание в 1917 г.

[57] Цветок лотоса — древний божественный символ Индии. Его раскрывающиеся лепестки напоминают раскрытие души Произрастание столь чистой красоты из глубокой грязи таит полное милости духовное обещание.

[58] "Мы полагаем... что ни одна сфера изучения, особенно сфера гуманитарных наук, в любом крупном университете не может быть полностью обеспечена без специалистов, должным образом воспитанных в индийских разделах ее дисциплины. Мы полагаем также, что всякий колледж, имеющий целью подготовку выпускников для интеллектуального труда в мире, в котором они должны жить, должен иметь в штате ученого, компетентного в Индийской цивилизации". — Выдержка из статьи профессора В.Норманна Брауна из Пенсильванского университета, появившейся в мае 1939 г. в Бюллетене American Council of Learned Societies, Washington, D.C.

[59] Атомное строение материи было хорошо известно древним индусам. Одна из шести систем индийской философии — вайшеши-ка. Это слово происходит от санскритского корня  вишешас, "атомная особенность". Выдающегося толкователя вайшешики Ау-лукья, родившегося около 2800 лет назад, называли также Кенеда, то есть "пожирающий атомы".

В одной из статей в журнале Восток-Запад за апрель 1934 г. научное знание вайшешики резюмируется следующим образом: «Хотя современная теория строения атома и считается новым успехом науки, она давным-давно была блестяще изложена Кене-дой — "пожирающим атомы". Санскритское слово ану может быть правильно переведено как "атом", в буквальном значении слова uncut (неделимый), недавно пришедшего из греческого языка. Из записанного задолго до Рождества Христова в трактатах вайшешики можно упомянуть: 1. Движение игл в направлении к магниту. 2. Циркуляция воды в растениях. 3. Акаша, или эфир, инертный и бесструктурный, как основа для распространяющихся тонких сил. 4. Солнечное тепло как причина всех прочих видов тепла. 5. Тепло как причина изменения молекул. 6. Закон гравитации, являющийся следствием неотъемлемого свойства атомов, придающего им силу притяжения или тяготения вниз. 7. Кинетическая природа энергии, причина которой коренится в расходовании энергии или перераспределении движения. 8. Всеобщее де-структурирование или растворение вследствие дезинтеграции атомов 9. Излучение тепловой и световой энергии в виде бесконечно малых частиц, устремляющихся во всех направлениях с невероятно большой скоростью (современная теория "космических лучей"). 10 Относительность времени и пространства.

Вайшешика относит происхождение мира к атомам, вечным по своей природе, то есть по основным свойствам. Считалось, что они обладали вибрациями непрерывного движения.. Недавнее открытие, что атом — это солнечная система в миниатюре, не было бы новостью для философов старой вайшешики Кроме того, они описывали наименьшую единицу времени кала как период, необходимый атому, чтобы пересечь часть пространства, равную его объему»

[60] Перистальтика — последовательное волнообразное сжатие стенки полого мышечного органа, ткани или сосуда, обеспечивающее перемещение содержимого по направлению движения волн — Примечание российского издателя

[61] Перевод стихов Рабиндраната Тагора с бенгали на английский Манмохана Гхоша, журн. Вишвабхадури, Шантиникетан, Индия.

"Гимн, называемый Сама", упоминаемый в поэме Тагора, — это одна из четырех Вед. Другие три — это Риг, Яджур и Атхарва. Священные тексты открывают природу Брахмы — Бога и Творца, чье выражение в отдельном человеке называется атма — душа.

Брахма происходит от корня брих — распространяться, передает ведическую идею о божественной силе, самопроизвольно вырастающей или выливающейся в творческую активность. Говорят, что космос, как паутина, выделяется из Его сущности. В сознательном слиянии атмы с Брахмой, души с Духом, можно сказать, весь смысл Вед.

Веданта, обобщающая учения Вед, вдохновляла Многих великих западных мыслителей. Французский историк Виктор Кузен сказал: "Когда мы внимательно читаем поэтические и философские памятники Востока, и более всего — индийские, мы открываем там множество столь глубоких истин... что вынуждены преклонить колена перед их философами и обнаружить в этой колыбели человеческой расы родину высшей философии": Шлегель заметил: "Даже самая возвышенная европейская философия — объективный идеализм в представлении греческих философов, в сравнении с изобилующим жизнью и энергией восточным идеализмом кажется слабой искрой Прометея против яркого света солнца".

В необъятной литературе Индии Веды (от санскритского корня вид — знать) — единственные тексты, которым не приписывается никакого авторства. Риг Веда 10:90.9 приписывает гимнам божественное происхождение и рассказывает нам 3:39.2, что они пришли из "древних времен" переодетыми в новый язык. От века к веку они приходили к мудрецам — риши как божественное откровение. Считается, что Веды обладают нитьятвой. то есть "вневременной завершенностью".

Веды были откровением посредством звука, "непосредственно слышимым" (шрути) древними риши. Это, по существу, литература в форме стихотворных строф, предназначенных для пения и декламации. Веды, содержащие около ста тысяч двустиший, не записывались, но передавались изустно священниками-брахманами. Бумага и камень одинаково подвержены разрушающему действию времени. Веды сохранялись в веках, так как риши понимали превосходство разума над материей как правильного средства их передачи. Что может превзойти "начертанное в сердцах"?

Соблюдая определенный порядок (анупури), в котором располагаются слова Вед, с помощью фонологических правил соединения звуков (сандхи) и связи букв (санатана), проверяя некоторыми математическими способами точность заучиваемых текстов, брахманы уникальным образом сохранили с глубокой древности первоначальную чистоту Вед. Каждый слог ведического слова (акша-ра) наделен значимостью и действенностью

[62] Учитель Махасая — это титул уважения, с которым к нему обычно обращались. Его настоящее имя было Махендра Натх Гупта. Свои литературные труды он подписывал просто "М".

[63] Вебстерский новый международный словарь (1934 г.) дает такое определение биоскопа: "Панорама жизни; то, что дает доступ к видению этой панорамы". В таком случае выбор слова учителем Махасая был вполне оправдан.

[64] Дев — бог, иногда используется в комбинации с гуру — освящающий или божественный учитель. Означает признание глубокого почтения и уважения к учителю; кроме того, это обычное санскритское наименование духовного учителя.

[65] Эти слова сказаны святым Иоанном Креста. Тело дивного христианского святого, умершего в 1591 г., было эксгумировано в 1859 г. и найдено нетленным.

Сэр Френсис Янгхасбенд (А(1ап(1с Моип(Ыу, декабрь, 1936 г.), рассказывая о святом, поделился собственным опытом переживания Космической радости: "На меня снизошло что-то, что было гораздо больше, чем восторг или приятное возбуждение. От сильнейшей радости я утратил ощущение себя, и с этой неописуемой и почти непереносимой радостью пришло откровение сущност-ной доброты мира Невзирая на опровержения, я был убежден, что люди в душе добродетельны, что зло в них поверхностно".

[66] Санскрит — отшлифованный, полный. Это древнейший из всех индоевропейских языков. Его алфавит — деванагари (буквально — божественная обитель). "Кто знает мою грамматику, тот знает Бога!" — такую дань математическому и психологическому совершенству санскрита отдавал великий филолог древней Индии Па-нини. Тот, кто сумел бы проследить этот язык до его истока, несомненно, закончил бы всеведением.

[67] Это был не тот Джатинда (Джотин Гхош), памятный своим своевременным отвращением к тиграм.

[68] Садхана — путь или подготовительная дорога к Богу.

[69] Индийские Писания учат, что семейная привязанность — это заблуждение, если она препятствует приверженцу искать Подателя всех благ, включая и любовь, не говоря уже о самой жизни. Иисус тоже учил: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня". — От Матфея 10.37.

[70] Джи — обычный суффикс, обозначающий уважение, употребляемый в прямом обращении, например: свамиджи, гуруджи, Шри Юктешварджи.

[71] Шастры — буквально — священные книги; включают четыре вида Писаний: шрути, смрити, пураны и тантры. Эти глубочайшие труды освещают все аспекты религиозной и социальной жизни, а также сферу музыки, медицины, архитектуры, искусства и так далее. Шрути — это "непосредственно услышанные" писания или "открытые", к ним относятся Веды. Смрити — или "запоминаемые" учения, были окончательно сформированы в далеком прошлом как самые длинные в мире эпические поэмы — Ма-хабхарата и Рамаяна. Пураны — буквально — древние аллегории; их насчитывается восемнадцать. Тантры — буквально — обряды или ритуалы; эти писания под покровом детально разработанного символизма выражают глубокие истины.

[72] Я встретил учителя в 1910 г.

[73] Каши — древнее название Бенареса.

[74] Шанкарачарья (Шанкара) — величайший индийский философ — был учеником Говинды Джати и впоследствии Гаудапады. Шанкара написал знаменитый комментарий к трактату Мандукм Карика Гаудапады. С неопровержимой логикой, в восхитительно нежном стиле Шанкара, строго следуя духу адвайты (монизма, недуалистичности), комментировал философию Веданты. Великий монист сочинял стихи о благоговейной любви. В его Молитве Божественной Матери о прощении грехов есть припев: "Хоть плохих сынов много, никогда не было плохой матери".

Санандана — ученик Шанкары — написал комментарий к Брахма-сутре (философия Веданты). Манускрипт полностью сгорел при пожаре, но Шанкара, однажды просмотревший его, повторил содержание слово в слово своему ученику. Текст, известный как Панчападика, изучается учеными по сей день.

В бытность ученичества Санандана получил новое имя после одного чудесного эпизода. Однажды, сидя у реки, он услышал, что с противоположного берега его зовет Шанкара. Санандана сразу ступил в воду. Его ноги и вера одновременно получили поддержку, когда Шанкара материализовал в бурлящей реке множество цветов лотоса. После этого случая ученика стали звать именем Падмапада, что переводится как "лотос-нога".

В Панчападике Падмапада множество раз воздает нежную дань своему гуру. Сам Шанкара писал следующие прекрасные строки: "Для истинного гуру не существует достойного сравнения в трех мирах. Если бы философский камень действительно существовал, он мог бы лишь превратить железо в золото, а не в другой философский камень. Почитаемый учитель же делает равным себе ученика, который находит убежище у его ног. Поэтому гуру — бесподобен и, более того, трансцендентален"

Божественный Шанкара являл редкое сочетание святого, ученого и человека действия. Хотя он прожил только тридцать два года, многие из этих лет были потрачены на трудные путешествия в разные уголки Индии, где он распространял учение адвайты. Собирались миллионы людей, движимые большим желанием услышать животворные мудрые речи босоногого молодого монаха.

Шанкара усердно реорганизовывал древний монашеский Орден Свами. Он создал также маты (монашеские центры образования) в четырех областях: Майсур — на юге, Пу-ри — на востоке, Дварка — на западе и Бадринатх — на севере Гималаев.

Четыре мата великого мониста, обеспечиваемые государственными деятелями и простым народом, давали возможность свободного обучения грамматике санскрита, логике и философии Веданты. Целью Шанкары при размещении этих четырех матов в разных уголках Индии было религиозное и национальное единство. Теперь, как и прежде, набожный индус находит бесплатное место и стол в чоултриях и сатрамах — домах для отдыха вдоль дорог, по которым идут паломники. Все это поддерживается общественными пожертвованиями.

[75] См. главу 25.

[76] Тадж Махал— известный во всем мире мавзолей.

[77] Дхоти — кусок ткани, завязывающейся вокруг талии и закрывающей ноги.

[78] Бриндабан у реки Джамуны — это индийский Иерусалим. Здесь аватара Господь Кришна на благо всего человечества являл Свою славу.

[79] Похититель сердец — Хари; ласкательное имя, под которым Господь Кришна известен среди Своих приверженцев.

[80] Сандеш — индийские леденцы.

[81] Чинтамани —  мифическая драгоценность, обладающая силой дарования исполнения всех желаний; также имя Бога.

[82] Дикша — духовное посвящение, от санскритского глагольного корня дикш — посвящать себя.

[83] Джнянаватара — воплощение мудрости.

[84] Дургапуджа — поклонение Дурге Это главный праздник бенгальского календаря, длящийся в большинстве мест девять дней в месяце асвине (сентябрь-октябрь). Дурга — буквально — недосягаемая; это аспект Божественной Матери, Шакти — персонифицированной женской творческой силы. Традиционно считается, что она уничтожает все зло.

[85] Шри Юктешвар родился 10 мая 1855 г.

[86] Шри — это не имя, а уважительный титул, переводящийся как святой. Юктешвар — соединившийся с Ишварой. Гири — буквально — гора; классификационное определение одной из десяти ветвей Ордена Свами.

[87] Самадхи — буквально — направлять вместе, управлять; это сверхсознательное состояние экстаза, в котором йог реализует тождество индивидуальной души и Космического Духа

[88] Храп — физиологический показатель крайнего расслабления

[89] Гхи — топленое масло.

[90] Дал — густой суп из дробленого гороха или других бобовых Чанна — сыр из свежескисшего молока; его часто режут квадратиками, едят с приправой из картофеля.

[91] Всемогущество йога, благодаря которому он видит, слышит, ощущает вкус, запах и осязает без помощи внешних органов чувств, следующим образом описано в Тайтирья Аранъяке: "Слепой делал отверстие в жемчужине, лишенный пальцев — продевал в него нить, лишенный шеи носил и лишенный языка воздал ей хвалу".

[92] "В присутствии человека, достигшего совершенства в ахимсе (ненасилии), враждебность (в любом существе) не возникает". — Йога-сутра 2.35.

[93] Кобра быстро бросается на любой движущийся предмет, находящийся в поле зрения. Полная неподвижность обычно является единственной надеждой на спасение Эту змею очень боятся в Индии, где от ее укусов ежегодно гибнет более пяти тысяч чеовек.

[94] На самом деле Лахири Махасая называл его Прия (по первому имени учителя), а не Юктешвар (монашеское имя, которого при жизни Лахири Махасая гуру еше не получил;. Здесь и в некоторых местах книги я заменил имя учителя на Юктешвар, дабы читатель не запутался в двух разных именах.

[95] "Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам". — От Марка 11.24. Единые с Богом учителя вполне в состоянии передать способности продвинутым ученикам, как в данном случае поступил Лахири Махасая с Три Юктешваром.

[96] "И один из них ударил раба первосвященникова и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал- оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его". — От Луки 22.50-51.

[97] "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас". — От Матфея 7 6.

[98] Гуру одобрял пост как идеальный естественный способ очищения, но этот ученик был излишне увлечен заботой о своем теле.

[99] Он болел в Кашмире, в мое отсутствие.

[100] Мужественный медик Чарльз Робер Рише, лауреат Нобелевской премии в области физиологии, писал следующее: "Метафизика еще не признана официальной наукой. Но она будет признана... В Эдинбурге, перед сотней физиологов, я мог подтвердить, что наши пять чувств не являются единственными инструментами познания и что часть реальности иногда достигает ума другими путями... То, что какой-либо факт редок, еще не указывает на то, что его не существует вовсе. И то, что изучение сложно, не является причиной, чтобы его не понимать... Тем, кто ругал метафизику как оккультную науку, будет стыдно за себя, как и тем, кто ругал химию за то, что поиски философского камня оказались иллюзией... Что касается принципов, то есть только те, которых придерживались Лавуазье, Клод Бернар и Пастер — эксперимент всегда и везде. Итак, приветствуем новую науку, которая изменит направление человеческой мысли".

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?

Кто умеет входить в состояние самадхи - 16.2%
Кто учился в Индии и получил посвящение Учителя - 3.9%
Кто занимается 7 раз в неделю йогой по нескольку часов - 3.7%
Кто обладает хотя бы парочкой сиддх, или сверхпособностей - 1.5%
Кто постоянно голодает, ставит клизмы и ест только овощи - 1.6%
Кто смыслом своей жизни видит слияние с Высшим - 45.3%
Ни один из перечисленных вариантов - 27.8%

Всего голосов: 1000
Голосование окончено on: 04 Окт 2013