Вступайте в наши группы в соцсетях:

Первоисточники по йоге (Йога сутра и др.)

Йога-сутра (Перевод П. Градинаровой)

Часть Первая
Самадхи-пада

 

1. Начинается изложение Йоги.
2. Йога есть подавление функций сознания.
3. Тогда Созерцатель находится в своей собственной форме.
4. [А] подобие с функциями [сознания возникает] на другом месте.
5. Пятеричные функции бывают мучительные и немучительные (клишта-аклишта).
6. [Функции сознания перечисляются:] Средства адекватного познания, заблуждение, превратное представление, глубокий сон и память.
7. Средствами адекватного познания являются восприятие, вывод и авторитетное слово.
8. Заблуждение - это напрасное знание, установленное в неадекватной форме.
9. Превратное представление лишено реального объекта и тяготеет к словесному познанию.
10. Глубокий сон - это функция сознания, имеющая в качестве опоры причину небытия [описанных до сих пор форм сознания].
11. Память – это придерживание к эмпирически познанным объектам.
12. Их подавление осуществляется при помощи практики и безмятежности.
13. Здесь практика [определяется как] воля к устойчивости.
14. Она, однако, является прочной основой, когда в течение длительного времени к ней относятся с постоянством и почтением.
15. Безмятежность – осознание независимости того, кто не алчет чувственных и священных предметов.
16. [Возникшее] из знания о пуруше безразличие к гунам является высшей [безмятежностью].
17. [Самадхи] когнитивна, потому что следует за формами витарки, вичары, ананды и асмиты.
18. Другому [виду медитации, направленному на уничтожение] остатка санскар, предшествует упражнение представления о прекращении [деятельности сознания].
19. Представление о рождении [связано с транскогнитивной медитацией] бесплотных и поглощенных в пракрити.
20. [Транскогнитивная медитация, т.е. асампраджнята-самадхи] других требует веры, мужества, памяти, самообладания и мудрости.
21. [Асампраджнята-самадхи] интенсивно устремленных неизбежна.
22. Дальнейшее обособление также [объясняется разными степенями] мягкости, умеренности и чрезмерности.
23. Или благодаря полной отдаче Ишваре.
24. Ишвара – это особый пуруша, незатронутый увлечениями, делами, созреванием и остаточными санскарами.
25. Здесь (в Ишваре) семя всезнания непревзойденно.
26. Он Наставник даже первых, потому что неограничен временем.
27. Пранава (Ом) - его обозначитель.
28. Ее повторение является припоминанием ее значения [конотата Ишвары].
29. Потом следует также постижение индивидуального принципа сознательности и отсутствие препятствий.
30. Болезнь, безделие, сомнение, беззаботность, инертность, невоздержанность, ошибочные взгляды, непродвижение, неустойчивость – вот те препятствия, которые рассеивают сознание [йогина].
31. Страдание, отчаяние, тремор, нежелатеьлное вдыхание и выдыхание являются придружителями рассеивающих факторов.
32. Их удаление является целью непрерывного упражнения в сущностной однонаправленности.
33. Сознание становится просветленным путем воспитания дружелюбия, сострадания, благорасположенности и безразличия к таким вещам, как счастье, страдание, добродетель и порок.
34. Или путем выдоха и задержки праны.
35. Или благодаря возникновению предмето-обладающей деятельности, ведущей к устойчивости ума.
36. Или беспечальной и лучезарной [познавательной деятельностью, направленной на лотос сердца].
37. Или предметной направленностью сознания на бесстрастного.
38. Или с опорой на знании о сновидении и глубоком сне.
39. Либо созерцанием любого желанного объекта.
40. Его власть простирается от атома до Большой вселенной.
41. При уничтоженных функциях [сознания], как и [в случае] с прозрачным кристаллом, самапатти (непосредственное восприятие) является состоянием окрашенности тем, в чем установилось [сознание] - в схватывающем, схватывании и схватываемом.
42. Там, где самапатти смешано с нереальными представлениями о слове, объекте и знании, оно савитарка (вызывающее сомнения).
43. При пречищенной памяти нирвитарка сияет как чистый объект, как будто [самапатти] лишено собственной формы.
44. Этим объясняется также савичара и нирвичара-самапатти, чии предметы тонкие.
45. Тонкая предметность простирается до Непризнака (пракрити в качестве causa sui).
46. Именно эти являются [степенями] сабиджа-самадхи (медитации с семенами).
47. При наличии разумения типа нирвичары [появляется] внутренняя благодать.
48. Здесь трансцендентальная мудрость переливает истинами.
49. По своему предмету она отличается от мудрости авторитетного слова и логического вывода, потому что ее объектом являeтся вишеша [уникальная специфика объекта].
50. Рожденная этой [мудростью] санскара предупреждает [возникновение] других санскар.
51. После ее подавления, в силу подавленности всех [функций сознания, возникает] не [производящая кармические] семена медитация (нирбиджа-самадхи).

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?