Первоисточники по йоге (Йога сутра и др.)

Йога-сутра (Перевод А.Ригина)

(Перевод 1987 года. The Yoga-sutras of Patanjali. Sanskrit Text and English Translation by M.N.Dvivedi.)

 

1
ЧАСТЬ О САМАДХИ

 

  1. Вот изложение йоги.

  2. Йога есть подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании).

  3. Тогда "зрящий" пребывает в своей подлинной природе.

  4. В другое же время он приобретает природу Вритти (состояний).

  5. Вритти – болезненные и не болезненные – бывают пяти видов.

  6. Достоверное знание, неразличение (ошибочное знание), заблуждение, сон, воспоминание.

  7. Достоверное знание: непосредственное восприятие, вывод, устное свидетельство (знающего).

  8. Неразличение (одного от другого): ложное знание, не соответствующее реальной форме.

  9. Словесное знание пусто (не имеет реального объекта знания). Это заблуждение.

  10. Сон – состояние, опирающееся на отсутствие мысли.

  11. Память – переживание точного представления об объекте.

  12. Ограничение их (этих 5 видов Вритти) дает практика отрешенности (Вайрагья).

  13. Практика – это устойчивая концентрация на этой (отрешенности).

  14. Эта (практика) по настоящему прочно утверждается (если она совершается) долгое время, непрерывно и со страстным вниманием.

  15. Осознание власти над избавлением от жажды к объектам (и привязанности к объектам) – зримым или слышимым – это Вайрагья.

  16. Этот высочайший, называемый Пуруша, не испытывает жажды (желаний) к качествам объектов.

  17. Рассуждение, обдумывание, радость и самосознание, постигающее отныне все формы – это Сампраджнята (Самадхи).

  18. Практика прекращения мышления, (когда сохраняется) только наполненность остаточными впечатлениями (Санскарами) – это иное (Асампраджнята самадхи).

  19. Растворение всего себя в реальности (Пракритилайя) – это Бхава-пратьяя (самадхи познания бытия, 1 вид Асампраджнята Самадхи; 2 вид – Упайяпратьяя Самадхи, познание самого себя как зрящего).

  20. В другом случае это Самадхи (достигается) наполнением знанием, верой, силой, памятью.

  21. При строгой суровой практике (успех) приходит быстро.

  22. Но даже и при умеренной или средней (практике) результат – тот же, что и при наивысших усилиях.

  23. Либо отдача всего себя Ишваре (и делание Ишвары побудителем всех своих поступков).

  24. Там (в Ишваре) – наивысшее всезнание.

  25. Ишвара – особый Пуруша, не затронутый страданиями, судьбой и их последствиями.

  26. Этот Ишвара, не ограниченный во времени – учитель самых древних/учителей/.

  27. Его символ – слог "ОМ".

  28. Представление о его (Ишвары) сути дает делание "джапа" (повторение слога ОМ).

  29. Так приходит способность к само созерцанию и разрушение всех внутренних помех.

  30. Эти помехи: болезни, лень, сомнения, невнимательность, сон разума, приземленность интересов, ложное восприятие, недостаточная сосредоточенность, отступление от достигнутого, рассеянность сознания.

  31. Горе, скорбь, беспокойство ума, неустойчивое положение тела нерегулярность дыхания – вот спутники рассеянности.

  32. Единственный способ для их обуздания – практика.

  33. Дружелюбие, радость, сочувствие, равнодушие к приятному и неприятному, к доброму и злому – это делает сознание чище и прозрачнее.

  34. Или вдыхание и задержка дыхания (также делают сознание прозрачнее).

  35. Несомненно этими вещами порождается высшая устойчивость ума.

  36. Страданиями не затрагивается сияющий свет (Этот свет – сущность Пуруши и в него превращается Читта, становясь чистой и прозрачной).

  37. Или уходом сознания от привязанности к объектам.

  38. или познанием снов со сновидениями и снов без сновидений.

  39. или медитированием над чем угодно по своему выбору.

  40. Все от атома до бесконечности подчинено ему (йогину).

  41. Увяданием вритти (достигается) прозрачность сознания, подобная прозрачности кристалла. Зрячий, зримое а также инструмент зрения достигают постоянного единства.

  42. Здесь слово, значение и заблуждение совмещены, сплетены. (Таково) "достижение с рассуждением" (Савитарка самапатти).

  43. Когда память очищена и имеет свою собственную природу, (она) пуста как суть самого объекта. Это – сияющее "достижение без рассуждения" (Нирвитарка самапатти).

  44. Посредством этого объясняются также Сарвичара и Нирвичара ("с проникновением в смысл" и "без проникновения в смысл" тонких объектов.

  45. Тонкие объекты пребывают в Бескачественности (Алинга – бескачественность, бесформие; синоним Прадханы, Первоматерии).

  46. Они (Савитарка, Нирвитарка, Сарвичара, Нирвичара) – лишь имеющее семя самадхи ("сабиджа самадхи"). Считается, что семя Вритти остается в бессознательном и может прорасти. Поэтому эти виды Самадхи считаются не окончательными, т.е. обратимыми. – Прим. перев.

  47. Нирвичара ("без рассуждения") – дает невозмутимость и спокойствие, прозрачность самого себя.

  48. Там (в Нирвичара) истина и знание идентичны.

  49. Словесное знание и знание от умозаключений (отличается) от непосредственного знания, проникающего в суть объектов.

  50. Впечатления, возникающие (в Самадхи), подавляют все иные впечатления.

  51. Подавлением даже этих впечатлений – (в то время как) все (остальные уже) подавлены, (достигается) Нирбиджа Самадхи ("лишенное семени Самадхи").

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?