Первоисточники по йоге (Йога сутра и др.)

Йога-сутра (Перевод Е.П.Островской и В.И.Рудового)

 

(М.: «Наука», ГРВЛ, 1992. Памятники письменности Востока, CIX)

 

Ом, поклонение Ганеше!
Да защитит вас тот, кто оставив свою извечную форму,владычествует над миром [живых существ], различными способами выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении.

 

Глава первая

О сосредоточении

 

  1. Итак, наставление йоге.
  2. Йога есть прекращение деятельности сознания.
  3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
  4. В других случаях - сходство с деятельностью [сознания].
  5. Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.
  6. Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.
  7. Истинное познание - [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
  8. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].
  9. [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.
  10. Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие
    [познавательных содержаний].
  11. Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.
  12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.
  13. Из них практика есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.
  14. Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.
  15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.
  16. Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
  17. [Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
  18. Другое [сосредоточение, при котором]остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].
  19. [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ.
  20. У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.
  21. У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] - в непосредственной близости.
  22. Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или
    интенсивности [устремлений].
  23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.
  24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами".
  25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных.
  26. [Он] Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
  27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.
  28. [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте.
  29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
  30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.
  31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным состояниям сознания].
  32. В целях их устранения - практика с одной сущностью.
  33. Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
  34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
  35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.
  36. Либо беспечальная и лучезарная...
  37. Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.
  38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
  39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.
  40. Его могущество [распространяется на все] - от атома до величайших [объектов].
  41. Сосредоточение есть состояние "окрашенности" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
  42. Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
  43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.
  44. Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.
  45. Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничителем "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины].
  46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.
  47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.
  48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей истину".
  49. [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.
  50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.
  51. При устранении и этого [формирующего фактора наступает]сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?