Первоисточники по йоге (Йога сутра и др.)

Горакша-Паддхати

ВСТУПЛЕНИЕ

(краткая информация о трудах Горакши)


Возможно, самое раннее сочинение в этой области традиции йоги – произведение под названием " Хатха-Йога " , которое приписывается самому Горакше. К сожалению, оно не сохранилось, хотя некоторые шлоки, скорее всего, дошли до нас в составе других сочинений. И действительно, в обширном своде трудов по хатха-йоге содержится много таких шлок. Горакше также приписывают авторство ряда других сочинений, включая " Горакша-Паддхати " ("Заветы Горакши" ) , который состоит из 200 строф, описывающих путь хатха-йоги и перевод которого приведен ниже; " Горакша-Шатака " ("Сотня строф Горакши" ) представляющий собой отрывок предыдушего сочинения; " Горакша-Самхита " ("Сборник Горакши" ) , который похоже, совпадает с Паддхати и который надо отличать от одноименного алхимического трактата; " Хатха-Дипика " ("Светоч Хатхи" ), о котором ничего не известно; " Джняна-Амрита " ("Нектар мудрости" ) – сочинение, в котором обсуждаются священные обязанности хатха-йогина; " Аманаска-Йога " ("Немысленная йога" ) , содержит 211 шлок; " Амараугха-Прабодха " ("Постижение бессмертного потока" ), сочинение из 74 строф, где дается определение мантра-, лайя-, раджа- и хатха-йоги и говорится о бинду и нади как о двух великих снадобьях, присутствующих в теле человека, которые только и способны уберечь йогина от смерти; " Йога-Мартанда " ("Солнце йоги" ), содержит 176 шлок, многие из которых напоминают о Хатха-йога-прадипике .

Другой важный текст, приписываемый Горакше, - " Сиддха-Сиддханта-Паддхати " ("След учения совершенных" ), обширный труд в шести главах с 353 шлоками. Здесь разрабатывается филосифия тела ( пинда ) натхизма. " Йога-Биджа " ("Семя йоги" ), приписываемая Горакше, представляет собой собрание 364 шлок, из которых 266 схожи с теми, что имеются в Йога-шикха-упанишаде . Однако неясно, какой текст кто у кого заимствовал, хотя возможно, что оба текста исходили из некоего общего источника. Йога-биджа , представляющая собой запись беседы Богини с Сада-Шивой, имеет философскую направленность, пытаясь прояснить путаницу в царящих вокруг представлениях. Есть еще " Горакша-Бодха " (санскр. "Наставление Горакши" ) , трактат из 133 шлок, который написан на архаичном хинди в виде беседы между Матсьендрой и Горакшей и относится, возможно, к четырнадцатому веку. " Горакша-Упанишада " , которая написана на смеси хиндустани и раджастани, возможно, датируется пятнадцатым веком. Среди прочего здесь перечисляются качества, отличающие истинного наставника и достойного ученика. " Горакша-Вачана-Санграха " ("Собрание суждений Горакши" ), состоящая из 157 стихов, утверждает, что именно здесь изложено истинное учение Горакши, но, скорее всего, текст относится к семнадцатому веку.

Дело в том, что мы не располагаем ни одним произведением, которое с полной уверенностью можно было бы отнести к Горакше. Часто последователи того или иного великого наставника приписывают тому свои труды, как было, например, в случае с учителем двадцатого века, тамильским брахманом Свами Шиванандой (1887-1963) из Решикеша, которого сделали "автором" нескольких сотен трудов . ...

... О важности "Горакша-Паддхати" ("Заветы Горакши" ) можно судить по тому обстоятельству, что многие его стихи мы находим повсюду в позднейших трудах по Хатха-Йоге. Здесь приводится перевод текста, сделанный по санскритскому изданию Кхемараджи Шрикришнадасы (Бомбей).

 

Георг Фёрштайн. " Энциклопедия йоги" , ИТД "Гранд" , Фаир Пресс, М., 2002.

 

Комментарии   

 
-8 #1 Читатель 07.04.2015 02:54
Да, человеческая фантазия опасная штука,она не знает границ и может завести человека в самые глубинные места преесподней! Дав волю своей фантазии человек начинает много думать о себе, в место того чтобы думать о вечной душе и о том как бы не нарушать заповеди Создателя, мы начинаем обожествлять свое истлевающее тело. Тут нужно твердо понять, что йога это погружение в то откуда можно не выбраться уже никогда, а состояние самадхи это замаскированное самоубийство - смертный грех..
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?