Ведическая литература — обширный набор текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500 — 600 до н.э.). Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: 1) Самхиты, 2) Брахманы, 3) Араньяки, 4) Упанишады.

Чаще всего под самхитами понимают четыре сборника Вед (санскр. वेद, véda? — «знание», «учение»): Ригведа («Веда гимнов»), Самаведа («Веда песнопений»), Яджурведа («Веда жертвенных формул») и Атхарваведа («Веда заклинаний»). Самхитами также называют ряд других, послеведических текстов по йоге и Аюрведе. Примерами могут служить: «Гхеранда-самхита», «Кашьяпа-самхита», «Аштавакра-самхита, «Бхригу-самхита», «Йога-яджнавалкья-самхита», «Брахма-самхита», «Гарга-самхита» и «Дева-самхита».

Брахманы (т.е. книги, написанные брахманами и для брахманов) представляют собой комментарии к самхитам, имеющие в основном ритуальный характер. Араньяки (букв. «лесные»; лесные тексты или лесные книги) – это в основном правила поведения для отшельников, стариков, которые удалялись в лесные скиты или в отшельнические шалаши, чтобы доживать там свой век в философском размышлении об истине и ее природе. Упанишады (от санскр. «упа-» (около), «ни-» (внизу) и «шад» (сидеть) буквально означает «сидеть внизу около» гуру с целью получения наставлений) — собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле этого слова, а собрания текстов, сочиненных различными и в большинстве своем безымянными авторами в различное время на различные темы. К числу ранних (древнейших) относятся упанишады: Чхандогья, Брихадараньяка, Айтарея, Каушитака, Тайттирия и Кена.

Ведическая литература по своему содержанию исключительно богата и разностороння. Она имеет огромное значение для исследования истории философии, религии, права, психологии, этики, эстетики, языка, естествознания и, наконец, самих форм общественной жизни Древней Индии.