Вступайте в наши группы в соцсетях:

Свами Шивананда - Йоготерапия

Методы лечебного применения йогической практики

"Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому,

как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога ? вот огонь,

которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же тело

свое в этом огне, так свершив его очищение."

(Гхеранда-Самхита)

"Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его

движение воле своей, с легкостью побеждает в битве со смертью.

Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно

практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже

дряхл."

(Хатха-Йога-Прадипика)

ВНИМАНИЕ!

Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения как

к панацее, ибо таковой она становится лишь в результате некоторой

практики. Поэтому, начиная ее осваивать, вряд ли целесообразно сразу

же полностью и наотрез отказываться от помощи обычной медицины, по

крайней мере, на начальном этапе, даже если результаты применения

Йога-терапии превзойдут все самые смелые ожидания, что случается

нередко. Впрочем, в самом выгодном положении оказываются те, кто

обладает непоколебимой верой в себя, а также те, кому нечего больше

терять. Они могут позволить себе такую роскошь, как риск, который во

многих случаях оказывается более чем оправданным.

Кроме того, необходимо учитывать, что Шри Свами Шивананда писал свою

книгу в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизни

индийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии набор

продуктов питания. Поэтому, несмотря на точность и ясность изложения,

простоту, доступность и эффективность предложенных практик и их

всесторонний характер, настоятельно рекомендуется подходить к

применению предлагаемых методов разумно, по возможности консультируясь

со специалистами в области практической Йоги и Йога-терапии, имеющими

опыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками,

хорошо знакомыми с практикой Йоги.

От издателя

Йога ? самый древний и наиболее основательно разработанный в

философско-космогоническом и практическом отношениях метод осознанного

гармоничного самосовершенствования человека. Она начинает с того, что

возвращает нам полноту самоконтроля ? столь редкую в наше время

способность сознательно управлять своей собственной волей и личной

силой. Тем самым восстанавливается естественное состояние внутреннего

равновесия и покоя, не зависящее от внешних обстоятельств.

Йога-терапия ? еще не Йога, но ее преддверие, ? надежная проверенная

практикой нескольких тысячелетий система лечения, основанная на

методах осознанного пробуждения сил самого организма. С помощью

Йога-терапии исцеляются практически любые функциональные расстройства

и многие органические нарушения: заболевания органов дыхания и

кровообращения, системы пищеварения, крови, эндокринной системы и

опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства,

болезни мочеполовой сферы, хронические воспалительные процессы,

последствия травм, операций, отравлений, радиоактивного облучения,

инфекционные заболевания, нарушения иммунной системы, аллергические

реакции, ослабление адаптивных способностей организма и др.

Йога-терапия ? это также естественные, гармоничные и надежные способы

реабилитации, восстановления сил и здоровья, утраченных вследствие

пребывания организма под давлением жестких психологических,

экологических и прочих стрессовых ситуаций.

Медикаментозные методы и способы лечения с применением внешнего

влияния (экстрасенсорное воздействие, мануальная терапия и проч.), не

подкрепленные усилиями самого пациента, направленными на победу над

причинами недугов, делают человека рабом, ибо не исцеляют его, а лишь

устраняют некоторые последствия нарушений, коренящихся глубоко в самой

личности человека, в его сознании. При таком лечении причины болезней

не искореняются и через некоторое время дают ростки тех же, а иногда и

еще более замысловатых патологий. И снова требуется внешняя сила. Так

страдалец попадает в прочную зависимость от некоего внешнего

благодетеля ? врача или целителя.

Йога-терапия предлагает человеку средства, с помощью которых он может

устранить не только симптоматические проявления, но также личностные и

кармические корни болезней ? осознанно, творчески изменить свою

личность, задействовать резервы собственного организма и его

взаимодействия с миром, своими силами, своей волей добиться полного

исцеления, не попадая ни в какие зависимости.

Книги Шри Свами Шивананды на протяжении нескольких десятилетий

остаются классикой как по уровню философского осмысления и

исчерпывающего изложения самых разнообразных аспектов искусства

практической Йоги, так и по немыслимой концентрации в них глубинной

мощи осознания великого Мастера, неукротимой творческой силы его

свободного Духа.

Все творения Мастера ? неоценимый дар любви человечеству, ведущему

трудную битву за новое качество осознания.

"Йога-терапия" Шри Свами Шивананды ? одна из наиболее интересных работ

по методике лечебного применения практической Йоги.

От переводчика

Поистине огромная радость ? иметь возможность представить вниманию

широкой публики "Йога-терапию" Шри Свами Шивананды ? замечательную

практическую работу известнейшего мастера Йоги, до настоящего времени

имевшуюся на русском языке только в весьма несовершенном

"самиздатовском" переводе и без единой иллюстрации.

Следует, однако, учитывать, что книга эта была написана полвека назад

? во времена, когда значительная часть внутренних аспектов практики

Йоги разглашению на Западе не подлежала и могла быть передана только

учителем ученику из уст в уста.

С тех пор ситуация несколько изменилась. Наиболее разительные перемены

произошли в течение последних двенадцати лет. В течение же

трех-четырех лет, непосредственно предшествовавших году нынешнему, в

свет вышел целый ряд книг, посвященных собственно психоэнергетической

практике в различных направлениях Йоги. Среди них ? такие работы, как

второе издание "Искусства Пранаямы" Б. К. С. Айенгара, "Мула-бандха ?

ключ к мастерству" Буддхананды ? одного из нынешних представителей

линии Шри Свами Шивананды Сарасвати, замечательная серия книг по

даосской Йоге китайского Мастера Мантэка Чиа, "Йога-Сутра" Патанджали

в переводе и редакции г-на Десикачара ? сына и одного из ближайших

учеников Шри Кришнамачарьи [Шри Кришнамачарья ? учитель таких всемирно

признанных мастеров как Б. К. С. Айенгар и Поттабхи Джойс.] (Здесь и

далее текст в квадратных скобках ? комментарии А.Сидерского.), а также

многие другие книги. Из не изданных пока еще, но ставших достаточно

известными благодаря учителям, использующим изложенную в них

информацию в своей практике, весьма интересными являются два

манускрипта, обнаруженные совсем недавно. Один был найден около

двадцати лет назад в книгохранилище одного из индийских раджей Шри

Кришнамачарьей и Поттабхи Джойсом. Имя автора манускрипта неизвестно,

поскольку в рукописи отсутствовал титульный лист и страница с

посвящением, однако текст в основном сохранился. Судя по языку

рукописи, точности проработки и изощренности техники, а также

философско-теоретическим трактовкам, отчасти характерным для

шиваистской Йоги, отчасти ? совершенно оригинальным, возраст

манускрипта вряд ли превышает полторы тысячи лет. Работал с

манускриптом в основном Поттабхи Джойс. Восстановив порядок страниц и

переведя текст на классический санскрит, он обнаружил, что манускрипт

является подробнейшим руководством по практике несколько необычной, но

тем не менее исключительно эффективной динамической тренировочной

системы ? Аштанга-виньяса-йоги. Шри Кришнамачарья и Поттабхи Джойс

дали рукописи название "Йога-Корунта" ? "Самообучение Йоге". Описанный

в "Йога-Корунте" совмещенный с дыхательной практикой мощный

динамический метод выполнения йогических упражнений (асан) и

циклическая практика собственно дыхательных упражнений (пранаям),

будучи классической, тем не менее в значительной мере изменила еще не

так давно общепринятое на Западе отношение к йогической практике, как

к методике в основном статической. Второй манускрипт был найден совсем

недавно в небольшом монастыре на границе юго-западной части Тибетского

нагорья и Гималаев. Он относится ко времени несколько более позднему ?

возраст его, вероятнее всего, составляет около тысячи лет. Как и в

"Йога-Корунте", в рукописи отсутствуют несколько первых и последних

страниц, поэтому ни имя автора, ни точная дата написания, ни место,

где манускрипт был составлен не известны. Практика, в нем описанная,

названа неизвестным автором "Дхара-садханой", что можно перевести как

"Путь потока", "Путь по лезвию" или "Обучение битвой" [Дхара (санскр.)

? поток, ливень, лезвие, битва.]. Подобно "Йога-Корунте", рукопись

примечательна тем, что философию, на которой основан описанный в ней

метод психофизической тренировки, нельзя однозначно отнести ни к какой

из известных религиозно-философских школ, но скорее к разряду

синтетических (если рассматривать ее как следствие) либо изначальных

(если относиться к ней как к озарению) учений, вобравших в себя

непосредственное знание сути вещей. Несмотря на то, что практика

Дхара-садханы в наибольшей степени напоминает сложные техники

классической, шиваистской и тибетской Йоги, как статические, так и

динамические, философия ее и психоэнергетическая подоплека упражнений

в значительной степени сохраняют в себе следы восточного влияния и кое

в чем сродни даосским концепциям, поэтому техника чем-то похожа также

и на технику, используемую в некоторых школах даосской Йоги, в

частности, вьетнамской йогической практики Зыонг-шинь [В ссылках и

примечаниях названия вышеупомянутых манускриптов ? "Йога-Корунта" и

"Дхара-Даршана".] Вероятно, Аштанга-виньяса-йога и Йога-дхара-садхана

сформировались как практические методы во времена вторичного

переосмысления и нового синтеза, когда мастера отбирали лучшее из

практик различных школ, синтезируя новые высокоэффективные комплексные

подходы [Это было свойственно не только Йоге, но и другим типам

психофизической тренировки, например, Ци-гун. В те времена возник

целый ряд относительно молодых школ. К таковым относится, например,

разработанная около тысячелетия тому назад на основе жестких

буддистских и мягких даосских техник тянчжунская практика Йин-цигун,

хранителями которой в настоящее время являются стошестнадцатилетний

Патриарх Линь Гу и его преемник ? тридцатилетний Старший Мастер Чэн

Ван Пэн.].

Учитывая сложившуюся ситуацию, в процессе перевода "Йога-терапии" был

сделан ряд необходимых дополнений, касающихся тех внутренних аспектов

практики, относительно которых Шри Шивананда умолчал либо ограничился

намеками, и которые могут теперь быть раскрыты, поскольку не только

представители других школ, но также ученики и последователи самого Шри

Свами Шивананды сегодня открыто говорят и пишут о них. [См.

"Мула-бандха ? ключ к мастерству" Буддхананды, "Мудра и пранаяма"

Дхирендры Брахмачари, "Искусство пранаямы" Б. К. С.Айенгара,

"Преобразование энергии стресса в жизненную силу" М. Чиа и др. книги.]

В данной книге информация о внутренних аспектах практики излагается не

в полном в объеме, но в том, который достаточен для практикующих

упражнения Йоги в сугубо терапевтических целях.

Необходимо также иметь в виду, что "Йога-терапия" Шри Свами Шивананды,

как и все остальные его работы, является практической книгой. Что же

касается теоретических концепций, в ней изложенных, особенно той их

части, которая касается научной медицины, физиологии и физиологической

теории чакр, то здесь обнаруживается множество не совсем однозначных

моментов. Безусловно, Шри Свами Шивананда ? великий практик и

выдающийся мастер во всем, что касается тысячелетней традиции

классической Йоги. Попытки же его увязать концептуальный базис

классического философского и психоэнергетического обоснования с

современной физиологической наукой, химией и физикой иногда

производят, скажем так, несколько странное впечатление. В процессе

редактирования текста книги были сделаны попытки несколько сгладить

наиболее явные противоречия и отчасти прояснить запутанные места,

снабдив их комментариями и примечаниями, хотя, конечно, в полной мере

сделать это было попросту невозможно, и некоторое количество

достаточно спорных трактовок в книге все же присутствует. В частности,

физиологическая теория чакр, которой пользуется Шри Свами Шивананда,

содержит в себе весьма существенные разногласия с той из современных

теорий чакр, которую специалисты относят к наиболее корректным.

Некоторые неувязки можно найти также и в других разделах, например, в

той части главы о диете, которая посвящена химическому составу пищи.

Вполне корректными, безусловно, являются практические разделы,

посвященные упражнениям, поэтому методы, предлагаемые Шри Свами

Шиванандой в "Йога-терапии", несомненно действенны. И именно в них ?

главная ценность этой книги, поскольку они многократно проверены,

доказали свою эффективность и вполне могут быть взяты на вооружение. В

основе этих методов лежит доскональное знание йогической практики,

философии и психоэнергетической теории, принятой в классической Йоге.

Излагаемые Шри Свами Шиванандой теоретические выкладки и философские

концепции из Йоги и Аюрведы, также исключительно интересны и могут

дать обильную пищу для ума живого и любознательного.

А. С. Киев, 1994.

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?