Наши партнеры:

Коврик для йоги

Свами Шивананда - Гьяна йога - Часть 6. Приложения

Часть 6. Приложения

 

Глава 6.1. Рибху Гита

 

- 1 -

 

У Брахмы был сын Рибху. Рибху по своей природе обладал глубоким знанием Брахмана. Нидагха, сын Махариши Пуластхьи, был учеником Рибху. Очарованный добрыми качествами Нидагхи, Рибху подробнейшим образом инструктировал своего ученика знаниями о Брахмане. Рибху обнаружил, что его ученик, несмотря на знание всех священных писаний, не был устойчивым в знании Брахмана, поскольку был не способен познать единую Реальность, лежащую в основе различных объектов Вселенной.

 

Нидагха отправился пешком и обосновался в Виранагаре на берегу реки Дэвики и начал вести идеальную жизнь, всё время храня в уме обязанности истинного домохозяина. Спустя много лет Рибху отправился в Виранагар для того, чтобы повидать своего ученика Нидагху. Нидагха ожидал у ворот гостя после своевременного совершения своих ежедневных обрядов жертвоприношения. Нидагха тепло приветствовал Рибху и пригласил его в дом. Нидагха поклонился почтенному гостю и скромно предложил ему поужинать.

 

Рибху сказал: "О Брахмин! Скажи, пожалуйста, чем ты меня сегодня собираешься угостить? Я не люблю не священную пищу". Нидагха ответил: "У меня в доме есть пшеница, мука, кукуруза, фрукты, корни и хлебные лепёшки. Всё, что вы пожелаете из этого, я подам вам".

 

Рибху сказал: "Я не желаю всю эту бесполезную пищу. Дай мне хороших сладостей, рис, сваренный в молоке, творог, патоку и другие вкусные вещи".

 

Тогда Нидагха сказал своей жене: "О дорогая! Приготовь поскорее для нашего гостя самую вкусную и пикантную пищу из того лучшего, что найдёшь подходящим в доме". Исполнив пожелание мужа, жена Нидагхи приготовила и накормила Рибху роскошным обедом. Как только Рибху закончил свой обед, Нидагха робко спросил его: "О мой почтенный гость! Вам обед показался вкусным? Вы полностью удовлетворены? Где вы живёте? Откуда и куда вы держите свой путь?"

 

Рибху ответил: "Тот, кто голоден, становится удовлетворённым, когда поест обильной пищи. Я вовсе не был голоден, и почему ты задал мне этот вопрос? Когда в результате постоянной работы Джатарагни (пищеварительного огня) пищеварительные органы устают, человек ощущает голод; а когда в организме истощается вода, он испытывает жажду. Голод и жажда являются Дхармами тела, а не меня. Поскольку для меня вообще не существует голод, я всегда удовлетворён. Удовольствие и удовлетворение являются функциями ума. А я также не ум. Спроси о тех вещах, чьей Дхармой являются удовлетворение, удовольствие и т.д.

 

Теперь послушай ответы на другие вопросы: "Где я живу? Куда я направился? И откуда?" Атма или Я является всепроникающим, как эфир; поэтому эти вопросы неприменимы к нему. Сами вопросы не имеют основы. Я никуда не отправился. Я не пришёл откуда-то и я не остался где-либо. Эти отличные "Я", "он" и "ты" касаются различных тел, а не реальности. Истина заключается в том, что ты – не ты. Я – не я, не он – другой, отличный от остальных двух.

 

Сладости не всегда сладкие. Когда я попросил у тебя сладкий рис и т.д., я хотел лишь узнать, что ты скажешь. Для по-настоящему голодного человека всё вкусно. Та же пища, которая вкусна в начале, производит противоположное впечатление позже. Когда человек наелся до отвала, даже самая вкусная пища вызывает отрыжку. Итак, вкусная пища становится невкусной, и наоборот. Далее, существует ли такая пища, которая одинаково вкусна в начале, в середине и в конце еды? Это физическое тело создано из земли, потреблённой с пищей, которая в действительности также является состоящей из земных частиц. Подобно стене, построенной из глины, которая становится крепче, если её покрыть глиной, точно так же это тело остаётся здоровым и сильным с помощью атомов пищи, которую мы едим. Овёс, пшеница, зелёный дал, масло, молоко, творог, сахар, фрукты и т.д. – просто атомы земли, да и только. Поэтому какие из них мы называем вкусными, а какие невкусными? Зная это, ты должен воспитать свой дифференцирующий ум и постараться увидеть одну основополагающую вещь во всём. Ты должен стать безмятежным. Спокойствие – наиболее важное качество для достижения Мокши."

 

Услыхав эти мудрые слова, Нидагха распростёрся перед Рибху и кротко проговорил: "О почтенный Господин! Будь милостив ко мне. Пожалуйста, обнаружь свою тождественность. Я думаю, что ты пришёл, чтобы благословить меня истинным знанием. Слушая твою возвышающую душу речь, я освободился от всех заблуждений."

 

Рибху ответил: "О Брахман! Я – твой наставник Рибху. Я явился сюда, чтобы дать тебе знание о Я, с помощью которого ты сможешь различить истинное от ложного. Теперь я оставляю тебя. То, что является истиной и что следовало тебе узнать, я уже сообщил. Всегда медитируя над этими истинами, обнаружь весь мир пребывающим внутри с помощью Одного лишь Васудевы! В нём нет ни капли различия или двойственности."

 

Нидагха выразил своё искреннее уважение и почтение своему Гуру и зажил счастливо в истинном духе учений своего Гуру.

 

- 2 -

 

Через много лет Махариши Рибху опять отправился в город Виранагар, чтобы проинструктировать Нидагху в знании Я. Когда он вошёл в город, то увидел, что король страны прибыл в город с огромной толпой свиты. Большие толпы народа собрались во всех уголках города, увлечённые приёмом короля. Рибху заметил Нидагху, стоящего в уединении вдали от толпы, который держал в руках Кушу и Самидху. Нидагха сильно хотел есть и пить, но не мог подойти к своему дому из-за преградившей его путь огромной толпы людей.

 

Рибху подошёл к Нидагхе и спросил: "Дорогой Брахмин! Почему ты стоишь здесь один в совершенно глухом месте?" Нидагха ответил: "Сегодня король этой страны прибыл сюда, и много народа ожидает его, и я не могу протиснуться через толпу. Поэтому я решил подождать здесь".

 

Рибху сказал: "Похоже, ты всё знаешь об этих местах. Расскажи мне, пожалуйста, о короле и о его окружении". Нидагха ответил: "Тот, кто сидит на огромном слоне, похожем на большую гору, является королём, а остальные – придворные, сопровождающие его".

 

Рибху сказал: "Почтенный Господин! Вы описали двоих вместе, слона и короля, и я не знаю, кто из них слон, а кто король. Вы не указали и не дали описание каждого в отдельности. Вот что я хотел бы у вас узнать". Нидагха ответил: "Из них тот, что внизу, является слоном, а тот, который сидит на нём – король. Они имеют связь, как везущий и едущий. Я не думал, что есть кто-либо, кто не может понять даже это".

 

Рибху сказал: "Да, я это понял. Но объясните, пожалуйста, что означают слова 'внизу' и 'наверху'. Как я могу понять, кто находится наверху, а кто внизу?"

 

Нидагха сразу вскочил на плечи Рибху и сказал: "Смотри и слушая меня, о Брахмин! Я отвечу на твой вопрос. Теперь я нахожусь 'наверху', как король, а ты – 'внизу', как слон. Этим примером я практически дал тебе ясное понимание, что такое 'верх' и 'низ'."

 

Рибху сказал: "Что такое 'верх' и 'низ'? Это родственные понятия. 'Верх' становится 'низом' и 'низ' становится 'верхом' с разных позиций или под разными углами зрения. Вы сказали мне, что теперь находитесь наверху, как король, а я – внизу, как слон. Скажите мне, пожалуйста: 'Кто есть вы? Кто – я?' Я очень хочу знать правду об этом".

 

Услыхав эти слова, Нидагха распростёрся у ног Рибху и сказал: "Боже мой! Да вы не кто иной, как мой Риши Рибху, мой любимый наставник. Больше никто не может так говорить. Вы очень разумный. Тот, кто стоит передо мной, не иначе как Махариши Рибху. Умоляю, благословите меня!"

 

Тогда Рибху ответил: "О Нидагха! Однажды ты служил мне верой и правдой и пригласил меня к себе домой. Ты оказал мне большую честь. Итак, связанный путами твоей любви, я, известный как Рибху, пришёл к тебе вновь, чтобы проинструктировать тебя в знании Я. О ты, величайший интеллект, пусть всегда ты увидишь одну реальность Я во всех объектах мира. Пусть ты всюду увидишь единство, а не двойственность". Сказав это, Рибху ушёл.

 

Нидагха стал медитировать над нектароподобными словами своего Гуру и достиг союза с Пара Брахманом. Он больше никогда не входил в заблуждение из-за чар Майи. Мир двойственности окончательно исчез, и он увидел одну гомогенную сущность в каждом объекте от листика травы до состояния Брахмы.

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?