Свами Шивананда - Гьяна йога - Часть 2

Часть 2

 

Глава 2.1. Разделы Гьяна Йоги

 

2.1.1. Брахман

 

Иногда вы думаете о том, что умерли и что ваши родственники плачут. Даже в этом воображаемом состоянии смерти вы видите и слышите их плач. Это ясно указывает на то, что даже после кажущейся смерти жизнь действительно существует. Вы существуете даже после того, как будет отброшена физическая оболочка. Это существо есть Атма или Душа.

 

В Брихадараньяке Упанишаде 2-4,13 вы найдете: "Тогда с помощью чего он может видеть?" Это ясно указывает, что Атма не является объектом восприятия. Она всегда является знающим субъектом. Не существует ни агент или объект действия, ни инструмент. Только в физическом плане существует Трипути или триада: зритель, взгляд и видимое. Кто может знать знающего? С помощью чего и как можно Его познать, когда Он познаёт все это? Вы не можете видеть зрителя видимого; вы не можете слышать слушающего слышимое; вы не можете ощущать ощущающего восприятия; вы не можете знать Познающего Знания.

 

Что вы видите, есть Бхава Падартха. Падартха означает вещь. То, что существует, есть Бхава. Когда вы говорите: "Это очень, очень большое; это очень, очень приятное; Лондон - очень, очень большой город", - это "очень" означает "Абхаву Падартху". Это нельзя представить даже в уме. Брахман или Абсолют подходит по категорию "Абхава Падартха", поскольку он безграничный.

 

Все различия существуют благодаря Упадхам или ограничивающим приложениям. Поскольку ограничивающие приложения являются иллюзорными или ложными, различия, созданные ими - также ложные. Следовательно, Брахман - это единственный, кто существует без второго и является равновесием, стоящим за этим. Он один существует в трех периодах времени.

 

Вы поймете, что Бог, которому вы из-за невежества поклоняетесь, как отличному от вас, не далеко от вас и не живёт вовне. Он есть Душа или Атма, обитающая в глубине вашего сердца. Он является Внутренним Правителем.

 

Называйте его, как хотите: покой или мир, совершенство или свобода, полнота или жизнь, либо Нирвана, Нирвикальпа Самадхи, или Сахаджа Авастха, Кайвалья или Мокша. К нему вы бессознательно стремитесь всеми способами, поскольку эти преходящие мирские объекты не дают вам полного удовлетворения. Каждый шаг является движением к Сатчитананде Брахману. Даже мошенник или бродяга движутся к этому бессмертному городу Брахмана, хотя и окружным или зигзагообразным путем.

 

2.1.2. Майя и Авидья

 

Подобно тому, как зеркало становится тусклым из-за прилипшей к нему пыли, точно также Знания покрываются Авидьей. Следовательно, все люди обмануты. Они цепляются за нереальные вещи и ошибочно принимают тело за чистую Атму. Они считают, что этот иллюзорный мир названий и форм совершенно реальный.

 

Муля Пракрити является спящим или латентным состоянием Вселенной, называемой также Маха Сушупти, когда Гуны находятся в состоянии равновесия. Когда Гуны расстроены, Муля Пракрити называется по-разному: Майя, Авидья, Тамас и т.д. Брахман не имеет начала и конца. Майя не имеет начала, но имеет конец. Она исчезает, как только человек получает Знания о Душе.

 

2.1.3. Вайрагья

 

Друг, почему вы напрасно смеетесь, когда вы должны плакать?! Вы напрасно растрачиваете эту жизнь в глупом веселье и плотских наслаждениях. Вы совершаете различные грешные поступки. Вы ничего не делаете для улучшения своей природы. У вас нет ясного сознания. Ваше сердце переполнено разного рода грязью. В вашем уме нет покоя. Помните, что все плотские наслаждения жалят и кусают вас, приводя, в конце концов, к смерти.

 

В Гите, глава ХVIII-38 вы найдете: "Это наслаждение, которое происходит в результате контакта органов чувств с объектом, вначале подобно нектару, но в конце оно подобно яду". Откройте наконец свои глаза. Совершайте добродетельные поступки. Ищите общества мудрых людей. Помните Бога. Практикуйте медитацию. У вас будет новая великолепная жизнь.

 

Вайрагья является чисто внутренним, умственным состоянием. Человек может оставаться в мире среди роскоши, женщин, богатств и т.д., и, тем не менее, обладать совершенной Вайрагьей, в то время, как Садху, находящийся в пещере в Гималаях, может быть привязан к своей Камандале, посоху или куску набедренной повязки. Раджа Джанака был совершенным бесстрастным человеком, хотя и управлял огромным королевством. Таким же был Раджа Бхагиратха. Королева Чудалай обладала совершенной Вайрагьей, хотя управляла владением, а её муж, который ушёл в лес, был сильно привязан к своему телу и Камандале. Вы не сможете получить правильное представление о каком-либо Санньясине или семьянине, о его состоянии Вайрагьи или умственном состоянии, с помощью случайной беседы с ним в течение нескольких часов или за время проживания с ним на протяжении нескольких дней. Вы должны жить с ним очень долго и изучать его внутреннее умственное отношение. Обычно люди совершают серьёзные ошибки. Они обманываются внешними данными. Они вначале принимают физически обнажённого Садху за великого Махатму. Позже, после тесного контакта, они меняют своё мнение. Одна лишь физическая нагота не составляет истинную Вайрагью. Что требуется, так это умственная нагота, то есть полное искоренение Васан, эгоизма и т.д. Не обманывайтесь внешними признаками!

 

2.1.4. Контроль ума

 

Если вы принимаете чистую пищу, у вас будет чистый разум. Разум образован тончайшей сущностью пищи. Если у вас чистый разум, вы вспомните Бога или Атму. Если вы всегда помните о Боге, или Атме, то сердечный узел, а именно, Авидья, Кама, Карма (невежество, желания и действия), будет разрублен. Вы достигнете Мокши.

 

Та форма, которую принимает безграничный всепроникающий Атман с помощью своей силы воображения, называется умом. Ум создает и разрушает. Он с помощью своей силы воображения создаёт всю вселенную. Он - создатель и наслаждающийся всего счастья и несчастья. Он - причина уз и освобождения. Ум - это всё и вся. Он - ваш истинный друг и злейший враг. Он вызывает различные привязанности. Он наполнен различными низменными желаниями и аппетитами. Высший ум является превосходным другом и благодетелем, поскольку он наделяет правдивыми советами на пути достижения высшей Цели жизни. Высший ум становится вашим руководящим Гуру. Слушайте его приятный тонкий голос и следуйте его рекомендациям. Голос чистого ума является голосом Бога. Это безошибочный голос. В Гите вы найдёте: "Человек должен возвышать себя с помощью своего собственного Я, поэтому пусть он не ослабляет это Я. Это Я является собственным другом и это Я является собственным врагом. Я является другом Я для того, кто покорил себя с помощью Я. Но для непокорённого Я, Я является вредным (и ведет себя) подобно внешнему врагу". Глава VI-5 и 6.

 

На этой земле нет иного корабля для преодоления океана Самсары, кроме мастерства низшего инстинктивного ума.

 

Ваш характер зависит от качества мыслей, содержащихся в уме и умственных картин и идеалов, поддерживаемых вами. Если ваши мысли низменной природы, у вас будет плохой характер. Если вы поддерживаете благородные мысли, возвышенные идеалы и священные картины, у вас будет благородный характер. Вы будете центром радости, силы и мира. Если вы развиваете практику, культивирующую возвышенные божественные мысли, все низменные мысли постепенно отомрут сами. Подобно тому, как темнота не может устоять перед солнцем, точно так же дурные мысли не могут устоять перед возвышенными мыслями.

 

2.1.5. Предварительная Садхана

 

Постарайтесь узнать способы и привычки этого Ахамкары. Его жажду самовозвышения или самовыдвижения, силу, владение объектами и наслаждение. Уничтожьте этого Ахамкару или эгоизм и эгоистичность. Будьте бескорыстными. Свяжите свою веру противоположной добродетелью, духом самопожертвования и служения, как руководящими принципами жизни. Тотчас вы получите богатую, расширенную духовную жизнь.

 

Зажгите силы сопротивления. Поддерживайте положительный идеал активного служения человечеству и чистой любви. Производите положительную Саттвическую энергию, текущую в противоположном направлении, чтобы сразить низменные отрицательные потоки Васан. Удерживайте себя всегда в положительном состоянии. Преодолейте отрицательные мысли, поддерживая положительные божественные мысли. Поднимитесь над нечистоплотностью, бессилием и слабостью сердца. Всегда будьте смелыми и бодрыми. Культивируйте Дайви Сампат: милосердие, мир, прощение, терпение и т.д. Уничтожьте Асурический Сампат: высокомерие, эгоизм, гордость, гнев, похоть и т.д. Вы предназначены для достижения высшего блаженства или Знания.

 

О, Ученики! Ищите убежище в своем собственном Я, бессмертной Душе. Будьте твёрдыми в своем решении. Ступайте по пути истины и справедливости. Очень внимательно наблюдайте за своим умом. Будьте бдительными и прилежными. Дисциплинируйте непокорные Индрии. Обуздайте язык и половые органы. Вы пересечёте океан Самсары и достигнете Бессмертия, вечного Мира и Радости.

 

2.1.6. Практикуйте медитацию

 

Начинающие должны вновь и вновь ежедневно перечитывать некоторые важнейшие Ведантические тексты. Только тогда их сомнения развеются. Только тогда они устоят на пути. Эти тексты следующие:

 

"Только Сущее было вначале, Одно без второго", - Чхандогья Упанишада VI-2-1.

 

"В начале всего этого было только одно Я",- Айтрея Упанишада VI-2-1.

 

"Этот Брахман без причины и следствия; это Я есть Брахман, постигающий все",- Брихадараньяка Упанишада II-5-19.

 

"Прежде был тот бессмертный Брахман", - Мандукья Упанишада II-2-7.

 

Интересуйтесь только настоящим. Не оглядывайтесь назад в прошлое и не заглядывайте в будущее. Только тогда вы будете действительно счастливы. Вы будете свободны от забот, беспокойств и тревог. У вас будет долгая жизнь. Уничтожьте Санкальпы с помощью напряжённых действий. Непрерывно медитируйте на Сатчитананде Брахмане и достигните безупречного высшего состояния. Процветайте во Славу! Пусть Ваша жизнь потонет в океане Брахмического блаженства в просвещённом состоянии!

 

Этот бессмертный Атман не может быть достигнут без постоянной практики. Следовательно, тот, кто желает достичь бессмертия и свободы, должен долгое время медитировать на Душе или Брахмане.

 

Поистине уединённым местом является Брахман, который один без второго. Здесь нет ни звука, ни цвета. Здесь нет никаких беспокойств. Единственным компаньоном в начале вашей практики у вас будет Брахман. Когда во время глубокой медитации вы станете Тем, вы останетесь одни (Шива Кевалёхам).

 

Атма является фонтанирующим источником энергии. Размышление об Атме, как об источнике энергии, является динамическим методом для увеличения энергии, силы и мощи.

 

Если вы однажды подумаете хотя бы секунду о всепроникающем, чистом, бессмертном Сатчитананде Атмане или Брахмане, это равносильно совершению тысячи и восьми погружений в священную Тривени – место соединения священных рек близ Праяга. Это воистину умственное священное купание. Физическое купание - ничто по сравнению с этим внутренним омовением мудростью или знанием.

 

Поклоняйтесь Богу или Атме с цветами Гьяны, удовлетворённостью, миром, радостью и равным видением. Это составит настоящее поклонение. Подношение роз, жасмина, сандаловой мастики, ладана, сладостей и фруктов - ничто по сравнению с подношением Гьяны, удовлетворённости и т.д. Эти подношения дают невежественные люди.

 

Старайтесь идентифицировать себя с вечным, бессмертным, всегда чистым Атманом, или душой, которая обитает в глубине вашего сердца. Всегда думайте и ощущайте, что: "Я - очень чистая Атма". Одна эта мысль устранит все беспокойства и фантастические мысли. Ум желает обмануть вас. Пустите эту мысль против потока. Ум скроется в засаде, как вор. Будьте внимательными.

 

2.1.7. Устраните препятствия

 

Если вы напрягаете себя в медитации и превышаете свои возможности, результатом будет лень и пассивная природа. Медитация должна проходить естественно, вследствие спокойствия ума, полученного от практики Самы, Дамы, Упарати и Пратьяхары.

 

Когда вы практикуете Самадхи, перед вами возникнет множество препятствий, таких как сон, леность, разрыв непрерывности, смущение, соблазн, увлечение, желание мирских наслаждений и ощущение пустоты. Вы должны быть бдительными. Вы должны быть осторожными и осмотрительными. Вы должны преодолевать эти препятствия шаг за шагом с помощью терпеливых бесстрашных усилий. Вы должны также пересечь и эту пустоту. То, что покажется вам пустотой, когда все Вритти исчезнут, в действительности не является пустотой. Это – Авьякта. Если вы также пересечёте и эту пустоту, то обретёте покой в своём собственном Я. Вас постарается охватить ужасный страх, когда вы столкнётесь лицом к лицу с пустотой, поскольку теперь вы остались одни. Вы ничего не увидите и ничего не услышите. Никто не поддержит вас. Вы будете зависеть от своего собственного Я. Теперь в этом критическом положении дел присутствие ума излишне. Черпайте храбрость и силу изнутри. Мудрец Уддаляка также имел массу трудностей при пересечении этой пустоты. Никакое препятствие не сможет устоять перед человеком огненной решимости и железной воли.

 

Некоторые ученики прекращают Садхану после достижения Авьякты. Они испытывают ложное удовлетворение. Они наивно полагают, что достигли высшей цели. Это досадная ошибка. Они сливаются с Авьяктой и становятся Пракритиляями. Практикритиляи рождаются опять в этом мире с силами. Вы должны постараться выйти за пределы этой Авьякты или непроявленной Пракрити. Только тогда вы достигнете Бхумы или безусловного Брахмана.

 

Васаны очень могущественны. Чувства и ум очень беспокойны и порывисты. Снова и снова нужно сражаться и побеждать. Поэтому в Катхопанишаде духовный путь называется дорогой по острию бритвы. Для человека твёрдой решимости и железной воли нет трудностей даже на дороге, подобной острию бритвы. При каждом шаге сила приходит изнутри.

 

Для достижения знания Души не нужен чрезмерный аскетизм и самоистязание. Вы всегда должны выбирать середину дороги. Слишком длительное голодание приносит сильную слабость и очень замедляет духовную Садхану. Иногда вы можете иметь короткое голодание. По воскресеньям и дням Экадаши живите на молоке и фруктах.

 

Этическая культура – дело величайшей важности. Должно быть отброшено любопытство достижения Сиддх. Тот, кто жаждет Сиддх, всё ещё находится во владениях Майи. Только когда эта жажда умирает, ученик ступает на пограничную линию Гьяны или духовного королевства. Каждый ученик должен ежедневно вести дневник. Только тогда можно избавиться от недостатков и контролировать ум. Дух служения человечеству должен укорениться в сердце каждого ученика. Саттвические добродетели, такие как милосердие, великодушие, терпимость, прощение и благородство, должны быть развиты в высшей степени. Учителя Йоги и мудрецы делают большой акцент на выраженной выше точке зрения.

 

Ни при каких обстоятельствах не падайте духом. Действуйте подобно духовному льву. Преодолевайте трудности одну за другой. Не бойтесь публичной критики. Люди ещё оскорбляют Бога Махадеву, Шри Шанкарачарью, Бога Кришну и Бога Раму. Они будут продолжать это делать вечно. Мир кишит Тамасическими людьми. Саттвические люди очень редки. Дисциплинируйте свой ум. Стойте непреклонно, при всех условиях и во все времена. Поддерживайте "холодный" уравновешенный разум. Служите миру с удвоенной силой и энергией. Процветайте во Славу! Пусть вам удастся достичь состояния Кайвальи!

 

Когда ум станет Саттвическим, вы получите проблески вспышек интуиции. Вы будете сочинять поэмы. Вы будете прекрасно понимать значения Упанишад. Но у начинающих эта стадия длится недолго. Тамас и Раждас будут стараться проникнуть на фабрику ума. В начале стадия прогресса может быть неустойчивой и прерывистой подобно прыжкам лягушки. Вы можете думать, что почти достигли цели, но последующие 16 или 20 дней не испытаете ничего, кроме разочарования. Эта будет прыжок от состояния до состояния, а не непрерывное развитие. Поддерживайте напряжённую непрерывную Вайрагью и выполняйте напряжённую длительную Садхану. В течение нескольких лет будьте под руководством и в тесном контакте со своим Гуру. Вы получите устойчивый и непрерывный прогресс.

 

О, Рам! Вы - Сатьякама, любитель Истины. Вы очень дороги мне, поскольку вы ступаете по пути Истины или пути Самопознания, хотя и неуверенными шагами. Вы идёте к успеху. Все препятствия исчезнут, как исчезает туман под воздействием Солнца. Не беспокойтесь, не волнуйтесь, если будет небольшая задержка в нисхождении божественного света. Уверенно идите по духовному пути.

 

О, любимый Рам! Теперь вы находитесь внутри крепкой духовной крепости. Никакие соблазны не повлияют на вас. Вы в абсолютной безопасности. Вы без страха можете выполнять напряжённую Садхану. В вас есть крепкая духовная опора. Станьте храбрым солдатом. Безжалостно убейте своего врага - ум. Носите духовные лавры покоя, равного видения и удовлетворённости. Ваше лицо уже сияет Брахмическим великолепием. Всемилостивый Бог дал вам все виды удобств, хорошее здоровье и Гуру для руководства вами. Что вы ещё хотите? Растите, развивайтесь, реализуйте Истину и всюду провозглашайте её.

 

2.1.8. Получите опыты

 

Конечно, многое зависит от практики. Вы знаете, что практика делает человека совершенным. Ощущайте трепет необычайной радости, который возникает, когда вы рядом с целью. Теперь вы испытаете замечательный покой. Пейте нектар в глубокой тишине. В глубокой тишине вам откроется таинственная Атма, подобно плоду Амаляке в ваших ладонях. Авидья и Майя, а также их последствия: Моха, страх и т.д.,- пойдут на попятную. Всюду будет только свет, знание, чистота и блаженство.

 

Некоторые испытывают проблески трансцендентальных чудес Атмы. Некоторые находятся на границе обширного владения Атмы. Другие, подобно Даттатрее, Джада Бхаратхе, Вама Дэве и Сада Шиве Брахману, погружаются в глубину океана блаженства. Чем тоньше становятся Васаны, эгоизм, Моха и Адхьяса, тем больше блаженства души. Чем больше Садхана, тем больше опыт радости души.

 

2.1.9. Станьте Дживанмуктой

 

Не с помощью тусклых запоров, не с помощью огненных лекций и эрудиции, не с помощью демонстрации чудес, человек достигает совершенства в Познании души. Тот, в ком полностью уничтожено два потока Рагадвеш, эгоизм, похоть и гнев, кто вечно счастлив, тот является Брахманом, или освобождённым Мудрецом, или Дживанмуктой.

 

Если Васаны и привязанность к объектам мира полностью исчезли, и если вы находитесь в этом непоколебимом состоянии, вы стали Дживанмуктой. Вы будете пребывать в своём собственном Я. Вы будете покоиться в недвойственном высшем месте. В вас возникнет видение Гьяны. Неомрачённый свет мудрости засияет, как солнце на безоблачном небе. Вы никогда не будете привязаны к какому-либо мирскому объекту. Вы будете абсолютно свободны от заблуждения и печали. Вы действительно почувствуете, что один Бог пропитывает и пронизывает весь этот мир. Вы будете сиять Брахмической лучезарностью. Вы будете обладать равным видением и уравновешенным умом. Вы освободитесь от стремления к чувственным объектам, поскольку ум всегда будет охлажден Брахмическим блаженством. Вы будете купаться в прохладном нектаре амброзии, которая будет стекать из удовлетворенного и спокойного ума.

 

Старайтесь наслаждаться сном без сновидений, во время которого все чувства и ум остаются в состоянии покоя, а интеллект прекращает работу. Сон без сновидений является Маха Нидрой, или состоянием сверхсознания. Это совершенная осведомлённость, когда индивидуальная Душа растворяется в высшем Духе. Из этого сна нет пробуждения. Это показывает, что названия и формы окончательно исчезли.

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?