Наши партнеры:

Коврик для йоги

Свами Шивананда - Гьяна йога - Часть 1

Перевод на русский язык, примечания, редакция:

Александр ОЧАПОВСКИЙ

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/

Уфа, 2001

 

Swami SIVANANDA

Gyana Yoga

 

Гьяна Йога: путь знания; медитация через мудрость; размышление о природе Атмы, как учит Гуру. Веданта: итог Вед; Упанишады; доктрина недуализма. Основал эту школу Шри Шанкарачарья.

 

Йога является средством Самореализации изнутри. Это духовное учение, которое помогает искателям Истины найти Брахмана или Бога. Эта книга окажет неоценимую помощь в познании Йоги.

Оглавление

 

Предисловие переводчика

Правила чтения Санскрита

Аннотация и предисловие Шивананды

Общая молитва

Я – Бессмертный Брахман

Гуру Гита (Тхарс-Сунаджа)

Один минус Один равняется Одному

Пять важнейших моментов в Веданте

. . . . Часть 1

Глава 1.1. Сад-Гуру

Глава 1.2. Гуру и Адхикари

Глава 1.3. Гуру и посвящение

. . . . Часть 2

Глава 2.1. Разделы Гьяна Йоги

. . . . 2.1.1. Брахман

. . . . 2.1.2. Майя и Авидья

. . . . 2.1.3. Вайрагья

. . . . 2.1.4. Контроль ума

. . . . 2.1.5. Предварительная Садхана

. . . . 2.1.6. Практикуйте медитацию

. . . . 2.1.7. Устраните препятствия

. . . . 2.1.8. Получите опыты

. . . . 2.1.9. Станьте Дживанмуктой

Глава 2.2. Сущность Гьяна Йоги

Глава 2.3. Три метода исследования

Глава 2.4. Три способа различения

Глава 2.5. Садхана Гьяна Йоги

Глава 2.6. Медитация на Ом

Глава 2.7. Тат Твам Аси - Махавакхья

Глава 2.8. Адвайта и Вишиштадвайта

Глава 2.9. Индивидуальная душа

Глава 2.10. Мокша или освобождение

Глава 2.11. Чем является это эго?

Глава 2.12. Джнанамрита

. . . . - 1 -

. . . . - 2 -

. . . . - 3 -

. . . . - 4 -

Глава 2.13. Веданта и массы

Глава 2.14. Интуиция – золотой ключ благословения

Глава 2.15. Интуиция – главный источник знания

Глава 2.16. Мир нереален

Глава 2.17. Станьте Сваратом или королём своего Я

. . . . Часть 3

Глава 3.1. Брахма Видья и Упанишады

Глава 3.2. Брахман

Глава 3.3. Брахман существует

Глава 3.4. Творение

Глава 3.5. Доктрина Майи

Глава 3.6. Доктрина Авидьи

Глава 3.7. Майя и Авидья

Глава 3.8. Зачем этот бег за тенью

Глава 3.9. Внутреннее Правительство

Глава 3.10. Виджнана Йога

. . . . Часть 4

Глава 4.1. Атма отличен от трёх тел

Глава 4.2. Атма является свидетелем трёх состояний

. . . . 4.2.1. Три Авастхи

Глава 4.3. Атма отличен от пяти Кош

Глава 4.4. Атма – это Сат-чит-ананда

. . . . 4.4.1. Атма – это Сат

. . . . 4.4.2. Атма – это Чит

. . . . 4.4.3. Атма – это Ананда

. . . . 4.4.4. Пять характерных осбенностей Атмы

Глава 4.5. Йога мудрости

Глава 4.6. Дживанмукти и Видехамукти

Глава 4.7. Видехамукта

. . . . Часть 5

Глава 5.1. Практический аспект философии

Глава 5.2. Философия ума

Глава 5.3. Философия желания

Глава 5.4. Философия сна

Глава 5.5. Капли нектара

. . . . - 1 -

. . . . - 2 -

. . . . - 3 -

. . . . Часть 6. Приложения

Глава 6.1. Рибху Гита

. . . . - 1 -

. . . . - 2 -

Глава 6.2. Инструкции Шри Рамы Хануману

Глава 6.3. История Аштавакры

Глава 6.4. Истинная Вайрагья

Глава 6.5. Вивека Прашноттари

Глава 6.6. Вайрагья Маля

. . . . 6.6.(а) Не доверяйте нервам

. . . . 6.6.(б) История алчного Брахмана

6.6.(в) Выдержки из работ Шри Шанкары

. . . . 1. Молитва

. . . . 2. Страдание в утробе

. . . . 3. Физическое тело

. . . . 4. Женщина

. . . . 5. Самсара

. . . . 6. Сын – источник несчастья

. . . . 7. Богатство и удовольствие

. . . . 8. Желание

. . . . 9. Заблуждающийся ум

. . . . 10. Брахмачарья

. . . . 11. Различение

. . . . 12. Что такое Вайрагья

. . . . 13. Значение человеческого рождения

. . . . 14. Слава Самореализации

. . . . 15. Как освободиться от заблуждения

Глава 6.7. Цветы мудрости

 

. . . . Таблица 1. Три Авастхи.

 

Предисловие переводчика

 

У Шри Шанкары в Упадеше Сахашри вы найдете: "Веданте следует обучать того, кто обладает спокойным умом, кто контролирует свои чувства, кто свободен от недостатков, подобных страсти и др., покорный, наделенный добродетельными качествами, всегда скромный и кто стремится к свободе". (324-16-72). Поэтому к чтению этой книги следует приступать лишь тому, кто упорно, последовательно и в течение длительного времени практикует другие виды Йоги. Ибо Гьяна Йога (или Джнана Йога) является венцом всей йогической практики. Разумеется, философы и мыслители могут изучать Гьяну, но если они не имеют предварительной подготовки, то получат лишь информацию для сухого теоретизирования и самоуверенности: "Я знаю Гьяна Йогу".

 

Первым шагом в изучении этой книги может стать "Бхагавад Гита", один из комментариев которой представлен на данном сайте.

 

Желаю успеха!

 

Александр ОЧАПОВСКИЙ

Уфа, 2001

 

Правила чтения Санскрита

 

Специальный Ведантический термин "Я" (I, Self) значит "единый Брахман, Душа, Атман, Атма". Санскритские термины см."Словарь Йоги и Веданты", глоссарий, предметный указатель. Их пишут с малой или большой буквы (как в английском оригинале). В именах основное имя выделено большими буквами среди вторых имён и титулов, например: Шри Свами ШИВАНАНДА Махарадж. В каталогах и справочниках надо ссылаться на основное имя, далее вторые имена и титулы.

 

Здесь применена упрощённая (часть букв теряется) транслитерация алфавита Санскрита на русский. Некоторые правила чтения (Буква - Произношение):

 

кха, чха, тха, пха - с придыханием после согласного (х глухое).

гха, джха, дха, бха - с придыханием после согласного (звук х звонкий, как украинское Г).

х - в большинстве случаев (кроме указанных выше) звук х звонкий (как украинское Г). Иногда так пишется буква "висарга" – глухой звук "х".

л - мягкое зубное русское Л ("л" произносится как "ль"; "ла" - как среднее между "ла" и "ля").

м - русское "м". Иногда перед согласной меняется: "мда" читается как "нда", "мджа" - как "ньджа".

джа - читается как английское "J", единый взрывной мягкий звук: "джь", "джя" (как звонкое "ча").

джна - звук н мягкий: "джня". Исключение: допускается писать и произносить "гья".

е - во всех позициях произносится как русское "э".

йе - произносится как "йе".

ау - здесь "у" краткое (почти как "ав"; наподобие "ай").

ао, оу - просторечные варианты "ау".

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

 

ОМ

 

 

Посвящается

 

всем искренне стремящимся

 

к Гьяне или мудрости

 

на Востоке и на Западе

 

 

ОМ

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Аннотация и предисловие ШИВАНАНДЫ

 

Йога является средством Самореализации изнутри. Это духовное учение, которое помогает искателям Истины найти Брахмана или Бога.

 

Йогическая сила скрыта в каждом из нас и может быть развита с помощью подходящих средств, таких как Сат Санга, служение Гуру, изучение Ведантических книг, внимательное чтение Шрути, размышление и Медитация.

 

Настоящая книга предназначена для того, чтобы наделить знаниями Йоги. Она разделена на 5 частей.

 

• Часть 1 имеет дело с Сад Гуру, Гуру и Учеником, Гуру и Посвящением.

• Часть 2 раскрывает составные части Гьяна Йоги.

• Часть 3 разъясняет Брахмавидью, Упанишады, Сотворение мира, Доктрину Майи и т.д.

• Часть 4 отличает Атмана от трех тел.

• Часть 5 излагает практический аспект философии Йоги.

 

Книга содержит приложение, которое включает в себя 7 разделов:

 

(1) Рибху Гита;

(2) Инструкции Хануману от Шри Рамы;

(3) История Аштавакры;

(4) Истинная Вайрагья;

(5) Вивека Прашноттари;

(6) Вайрагья Маля;

(7) Цветы мудрости.

 

Эта книга окажет неоценимую помощь в познании Йоги.

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

 

ОМ

 

8 сентября 1944 г.

Будьте благословенны.

 

Гьяна является величайшим очистителем.

Нет спасения без знания.

Знание Атмана разрушает невежество, страдание, печаль и останавливает колесо рождений и смертей.

 

Достигни этого знания с помощью Сат Санга, служения Гуру, изучения Ведантической литературы, слушания Шрути, размышления и постоянной медитации.

 

Печаль существует для того, кто знает только своё я в теле, но не для мудреца, который идентифицирует себя со счастливым во всех отношениях Атмой.

 

ШИВАНАНДА

 

Общая молитва

 

# 1

 

Гуляйте вместе, говорите вместе, пусть Ваш ум будет однонаправленным.

 

# 2

 

Пусть цель будет общая, общее собрание, общий ум. Таким образом, Ваши мысли будут объединёнными. Я раскрываю перед вами общую цель. Поклоняйтесь с помощью своих общих подношений.

 

# 3

 

Пусть Ваше решение будет единодушным, ваши умы будут в единой гармонии. Пусть мысли всех будут объединены так, что среди всех будет общее согласие.

 

# 4

 

Помогайте друг другу, поддерживайте друг друга в Ваших делах. Будьте все единомышленниками и выполняйте то, что я говорю.

 

# 5

 

Будучи единомышленником своей матери, пусть сын будет лоялен по отношению к своему отцу. Пусть жена будет спокойной и нежной, говорите сладостные, как мёд, слова её Богу.

 

# 6

 

Нет брата, ненавидящего своего брата; нет сестры, которая была бы недоброй по отношению к сестре. Единодушные с чьими-то намерениями, произносите свои речи дружелюбно.

 

# 7

 

Сознательные, с мягким характером, соединённые с покоем, дружелюбные и добрые, участвуйте в труде друг друга. Идите, говоря друг другу хорошее. Я делаю вас единомышленниками с одинаковыми намерениями.

 

# 8

 

Пусть то, что вы пьёте, то, что едите, будет общим; вместе общими узами я связываю вас. Служите Богу, объединяйтесь вокруг Него, как спицы вокруг оси колеса.

 

# 9

 

Связав обаянием, я сделаю вас всех объединёнными, повинующимися одному лидеру и однонаправленными.

 

# 10

 

Пусть будет благословенным весь мир!

Пусть все существа посвящают себя творению добра для других!

Пусть убывает всё зло!

Пусть мир будет счастливым во всех отношениях!!!

 

# 11

 

Блаженство мне пусть предоставит Винаяка!

Блаженство мне пусть предоставит Сарасвати!

Блаженство мне пусть предоставит Махешвара!

Блаженство мне пусть предоставит Садашива!

 

# 12

 

Для достижения высшего предела я медитирую на Высшем Гуру, Боге Бхавани, Главном Существе, всегда имеющем спокойное выражение лица, о Ком во всех Ведах говорится, как о первом выражении, чьи кисти вечно сияют символом мудрости (Джнана-мудра) с костром и змеёй. На Том, кто украшен гирляндой жемчужин и короной, вечно устремлённом вперёд с лучами луны; на Том, кто соорудил Свое жилище у основания баньянового дерева; на Том, кто устраняет невежество всех.

 

ОМ ШАНТИ, ШАНТИ, ШАНТИ.

 

Я – Бессмертный Брахман

 

Сейчас я вкушаю блаженство Нирвикальпа Самадхи

Я - един с Пара Брахманом

Сейчас я - Брахман

 

Я не вижу ни различия, ни двойственности

Все препятствия исчезли

Нет слов для описания этого состояния

 

Я - бестелесный и без ума.

Я - вечность и безграничность

Я вижу себя всюду

Я бесстрашен и не имею возраста

Я не имею рождения и смерти.

 

Я управляю теперь элементами и Богом,

Они выполняют мои приказы,

Солнце сияет из-за моего блеска,

Горит огонь из-за моей Шакти

Дует ветер по моей команде.

 

Яма, Индра, Агни, Вайю и Варуна

Выполняют мои повеления,

Восемь хранителей земли

Все Дэваты и Ашта Васус

Выполняют мои приказы.

 

Я выше также Хираньягарбхи.

Брахма, Вишну и Шива

Являются моими проявлениями.

 

Имена и формы, удовольствие и страдание,

Рождение и смерть не находятся во мне.

 

Я целый, полный, неделимый

Ничто не может повредить мне,

Я непобедимый и нерушимый

Я - молчаливый свидетель

Ни Кармы, ни зло не могут теперь коснуться меня.

 

Я - ни наслаждающийся, ни созидатель

Я тонкая всепроникающая Чайтанья

 

Гуру Гита

(Тхарс-Сунаджа)

 

Приветствия, поклонения, преклонения Гуру;

Гуру - это Брахма, Гуру - это Шива, Гуру - это Вишну,

Гуру - это отец, Гуру - это мать, Гуру - это настоящий друг;

 

Служите ему со всей Бхавой, проливайте слёзы Бхакти,

Он обучит вас Брахма Видье, укажет божественный путь.

Служение Гуру – это величайший очиститель.

 

Поклоняйтесь всем Брахма Видья Гуру в день Гуру Пурнима:

Нараяне, Брахме, Васиштхе, Шакти, Парашаре,

Вьясе, Шука Дэве, Гаудападе, Говинде, Шанкаре,

Падмападе, Хастамаляке, Тротаке, Сурешваре;

они благословят вас, они обучат вас, они защитят вас.

 

Милость Гуру необходима для самореализации;

будьте преданным Гуру в такой же мере, как и Богу,

только тогда истины откроются вам.

 

Не ожидайте чудес от него для того, чтобы войти в Самадхи,

вы сами должны выполнять строгую Садхану.

Он вдохновит, устранит ловушки и все западни.

 

Не ищите каких-либо ошибок у своего собственного Гуру,

Если вы будете искать ошибки, это задержит духовный прогресс.

 

Поклоняйтесь ему, боготворите его, прославляйте его.

Отношения между Гуру и учеником очень и очень священные,

не разрывайте их до конца своей жизни.

 

Ваш отец дал только это физическое тело.

А Гуру поможет вам пересечь этот океан Самсары,

Он полностью изменит вашу мирскую природу,

Его инструкции откроют вам глаза.

 

Он поможет вам испить нектар бессмертия.

Вы не можете отплатить ему за миллионы рождений.

Крепко привяжитесь к одному Гуру с верой и преданностью,

Это лучший путь для быстрого достижения цели.

 

Один минус Один равняется Одному

 

Арифметически, в конечных числах один минус один равно нулю. Здесь это выражение использовано в другом смысле. Оно имеет иное, глубокое философское значение.

 

Здесь рассматривается эволюция и инволюция этой видимой Вселенной. Один представляет Вечного Высшего Брахмана, из которого вышла эта Вселенная. В конце концов, эта Вселенная растворится в едином Брахмане. Даже когда одна Вселенная вычитается из этого одного Брахмана, он (Брахман) остается неизменно одним. Он не страдает от какой-либо потери или уменьшения, поскольку он является полнотой. Итак, Один минус Один равно Одному.

 

Брахман рассматривается как Бесконечность. Вселенная также имеет относительную Бесконечность в том смысле, что колесо Самсары или колесо рождений и смертей бесконечно и безгранично для Дживы, который лишён Брахма Гьяны. Пока не достигнуто знание Брахмана, Самсара бесконечна. Она без начала (Анади). Брахман, как и Самсара, не имеет начала (Анади). Следовательно, та Бесконечность (Брахман) минус эта Бесконечность (Вселенная) есть Бесконечность, или Брахман, потому что Бесконечный Брахман не подвержен какой-либо перемене.

 

Итак, Один минус Один и Бесконечность минус Бесконечность означают одно и тоже. Один в обоих случаях имеет значение Бесконечности.

 

Кроме того, Ноль - это не ничто, как считают многие люди. Это Бесконечность. Это символ для вещи, которая является невыразимой и не конечной, как другие цифры: 1, 2, 3 и т.д. Из этого Бесконечного Нуля (0) произошли цифры: 1, 2, 3 и т.д. Нули, добавленные к этим цифрам (справа), увеличивают их значение в 10, 100 и 1000 раз. Следовательно, Ноль - это не просто ничто.

 

Пять важнейших моментов в Веданте

 

1. Брахман Сатьям. Мир нереален. Когда невежество уничтожено, вы идентичны Брахману.

 

2. Душа отлична от тела, ума, чувств и Праны.

 

3. Душа – свидетель трех Авастх: Джаграт, Свапна и Сушупти.

 

4. Душа – не созидатель, не наслаждающийся, не присоединённый, а свидетель работы ума и Индрий (Акарта, Абхокта, Асанга, Сакши). Это уничтожит оковы Кармы и устранит идею действия: "Я – созидатель".

 

5. Я – Сатчитананда Брахман (Идентификация).

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?