Наши партнеры:

Коврик для йоги

Андрей Сидерский - ХАТХА-ЙОГА как технология интегрального тренинга (концептуальный очерк)

Эта ночь отворяется запахом трав.

Это — дверь, за которой гнездится рассвет

С металлическим грохотом в бездну упав.

Наше время прошло и его больше нет.

Новое время свыкается с боем часов.,

А.Сидерский




"Редкая удача выпадает семейству, выбранному йогином для своего
рождения, и благословенна та страна, где живет он. Бессмертно все, что
дается ему. Видящий сущность творения сжигает карму миллионов
воплощенных существ, просто глядя на них, говоря с ними и к ним
прикасаясь.
Один йогин стоит тысячи тысяч обычных людей, сотни святых и тысячи
священников.
Кому дано постичь истину царственной йоги? Воистину священна страна, где
такой живет. Всего лишь глядя на него поколения несведущих достигают
освобождения. Что говорить о тех, кто действительно у него учится?
Знающий внешнюю и внутреннюю практику йоги достоин твоего
восхищения, и моего, равно как и восхищения всех людей на этой Земле."


Сватмарама "Хатха-йога прадипика"
(около XI ст. после Р. Х.)

* * *


"Воистину, множество трудных и почти неодолимых препятствий ожидает
йогина на пути его, однако ему надлежит продолжать практику несмотря ни
на какие опасности, даже тогда, когда оказывается он от погибели на
волос…"


"Шива самхита"
(Автор и дата создания трактата не установлены,
ориентировочно - XII-XIV ст. п. Р.Х.)

От автора



Данная работа есть результат только моего собственного опыта. За нею не
стоит никакая авторитетная традиция, она не является изложением доктрины
какой бы то ни было официально оформленной или хотя бы просто
признанной школы тайного или явного знания. Источниками любых
интерпретаций, объяснений, определений и "общетеоретических выкладок",
которые могут встретиться в этой книге, являются только моя
индивидуальная практика, мое индивидуальное восприятие и мое
индивидуальное понимание того, что было преподано мне моими учителями.
Я прошу помнить о том, что нет никаких догм, и речь здесь идет всего лишь
об одном-единственном варианте объяснения - том, который я в настоящий
момент по каким-то своим субъективным причинам считаю для себя
наиболее приемлемым. Насколько бы "рабочим" он ни был в моем
индивидуальном случае, это - всего лишь один из множества вариантов,
любой из которых при каких-то условиях может оказаться в не меньшей
степени заслуживающим рассмотрения…
Таким образом, речь в этой книге идет не о хатха-йоге вообще, а только лишь
о практике того конкретного стиля, которым пользуюсь я.

Не Путь



Прямой перевод санскритского слова "хатха" - сила, мощь; усилие,
напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость.
"Йога" - упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия,
волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение,
выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление,
созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование,
управление, контроль.
Я намеренно не привожу никаких вариантов перевода сочетания "хатха-
йога". Предлагаю читателю самостоятельно подобрать вариант, наиболее
соответствующий его собственному пониманию.
Хатха-йога не есть Путь, ибо никоим образом не ведет к развитию
сердечности. Хатха-йога не имеет Сердца. Всякий же Путь без Сердца не есть
истинный Путь.
Хатха-йога есть технология интегрального совершенствования комплекса
инструментов, посредством использования которых осознающее существо
движется по Пути осознания. То, куда оно движется и зачем, определяется
его индивидуальным выбором и никак от практики хатха-йоги не зависит.
Технологическая тренировочная практика не может быть фактором,
определяющим религиозную, культурную и социально-иерархическую
принадлежность индивида. Наоборот, религиозная, культурная и социально-
иерархическая принадлежность индивида в большинстве случаев являются
теми факторами, которые определяют характер применения им
технологической тренировочной практики как инструментального средства.
Среди выдающихся йогинов прошлого и нынешнего столетия были и есть как
индуисты и христиане, так и буддисты, даосы, и даже научные атеисты, а
также те, кто не вообще ни во что, кроме фактов непосредственного
восприятия.
Из многих технологий интегрального совершенствования хатха-йога может
быть отнесена к разряду отличающихся наибольшей эффективностью в
освоении искусства владения органическим телом, искусства накопления и
перераспределения энергии во всех компонентах индивидуальной
энергетической структуры , искусства обретения контроля над Силой и
управления намерением посредством воли. Возможно, именно хатха-йога в
древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике
общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов -
воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось
решающим фактором, ибо они не только в совершенстве умели модулировать
психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также
владели особым воинским искусством - посредством волевых манипуляций
намерением они могли формировать ситуации, приводившие к
неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем
не менее роковых для противника, объективных обстоятельств .
Последовательная корректная практика хатха-йоги приводит к накоплению и
концентрации огромного количества энергии на всех уровнях энергетической
структуры человеческого существа. "Застойная консервация" этой энергии
разрушительна. Энергия накапливается и концентрируется для того, чтобы
быть использованной. Поток жизни - поток непрерывно происходящих с
нами изменений. Чем больше в нашем распоряжении энергии, тем
значительнее изменения. То, изменяемся мы в направлении развития,
свободы и осознания или же в направлении деградации, закрепощения и
автоматизма, зависит не от количества энергии, имеющейся в наличии в
системе нашей энергетической структуры, и даже не от того, в какой степени
процессы ее перераспределения подконтрольны нашей воле, а прежде всего
от того, куда и как мы эту энергию вкладываем или не вкладываем в процессе
проживания своей личной судьбы.
Формулы контроля - правила и ограничения, сформулированные в своде
принципов ямы и ниямы - призваны по мере возможности предохранить
практикующего хатха-йогу от смертельного дыхания вышедшего из-под
власти воли вихря Силы, гиперконцентрированной за счет практики. Но
далеко не во всех случаях формул контроля оказывается достаточно. Энергия
накапливается и концентрируется для того, чтобы быть вложенной в
движение - движение по Пути. Путь - это жизнь. Что человек делает со своей
жизнью, зависит только от него самого. Более того, по большому счету,
формулы контроля в действительности таковыми не являются. Принципы
ямы и ниямы - не свод абстрактных правил, а описание того, каким
становится образ жизни человека вследствие практики йогических
тренировочных техник. Если практикующий в какой-то момент не приведет
свой образ жизни в строгое соответствие со сформулированными в правилах
ямы и ниямы принципами, он попросту не выживет. Хатха-йога, вернее,
накопленная в результате ее практики энергия, убьет его.
Обусловленная практикой концентрация энергии в структуре человеческого
существа приводит к усилению всех ее свойств. Все проявления человека
приобретают гипертрофированный характер. Хатха-йогин внутри себя
сталкивается с самим собой - таким, какой он есть, со всеми своими
достоинствами, недостатками и проблемами - но "усиленным" во много раз
по сравнению с состоянием обычного среднего человека, хатха-йогу не
практикующего. И то, что он с таким собою будет делать - сумеет ли
совладать с животным автоматизмом в себе и развить качества осознающего
существа - зависит от его способности трезво и отрешенно взглянуть на
самого себя, отделить в себе человеческое от звериного и сознательно
перераспределить энергию так, чтобы вложение ее в процесс жизни - в
процесс продвижения по Пути - привело не к деградации, а к развитию -
эволюционному движению сознания от животного состояния к собственно
человеческому. Это - битва, ибо таков ультимативный вызов, который
решается бросить самому себе тот, кто вступает на тропу хатха-йоги.
Опасность деградации велика - в нас еще слишком сильны могущественные
животные ментальные программы, выражающиеся во множестве
обуревающих нас противоречивых желаний. Предельная отрешенность и
полнота контроля необходимы для того, чтобы с ними совладать. Хатха-йога
дает и контроль, и отрешенность. Но это - жестокий контроль безупречно
отлаженного механизма и холодная равнодушная отрешенность вышедшего
на охоту хищника. Чтобы использовать их "наоборот" - для избавления себя
от диктата сидящего в каждом из нас зверя, нужно что-то еще. Это "что-то
еще" - самое главное, то, что превращает нашу жизнь в Путь. Я назову это
самое главное "что-то еще" Сердцем или Любовью, ибо другие слова для
обозначения ЭТОГО мне не известны. Точно так же, как не известно мне,
откуда ЭТО берется и на что похоже… Просто возникает и оказывается
существующим и не поддающимся ни выражению, ни описанию какими бы
то ни было средствами.
Итак, хатха-йога не есть Путь, но лишь технология обеспечения нашего
продвижения по Пути отрешенно и безупречно контролируемой энергией.
То, на что мы потратим эту энергию, не зависит от тренировочных
алгоритмов хатха-йоги. Это зависит только от того выбора самих себя,
который мы делаем в каждое мгновение своей жизни. Используя энергию и
уровень владения информацией о сущности устройства Мира, даваемые
практикой хатха-йоги, каждый их нас может с одинаковым успехом как на
десятилетия сохранить силу и молодость, так и прикончить себя в течение
нескольких месяцев, как превратиться в полностью осознающего себя
свободного бога, так и стать скованным "встроенными" ментальными
программами до состояния зомби-автоматизма жестоким самодовольным
похотливым животным, обладающим чудовищными силами и способным
разрушить любые преграды на пути к реализации желаний и страстей,
"надиктованных" ему "поставщиками" программ. Это - крайности, для их
достижения успешность практики хатха-йоги должна быть максимальной.
Между ними - весьма богатый спектр состояний. Где на этой шкале окажемся
мы, полностью зависит от того, в какой степени в своем ежесекундном
выборе самих себя мы сверяемся с Сердцем нашего жизненного Пути, и
вообще, является наша жизнь Путем или это просто равнодушное прозябание
в ожидании смерти, то есть имеется ли в ней Сердце как таковое.

Путь



Путь есть Жизнь. Жизнь - как процесс накопления осознания, процесс
развития способности осознавать - находить или создавать в себе
резонансные зоны. Мир - вибрационная картина, осознавание - резонанс,
осознание - наличие в энергетической структуре контролируемых волей зон,
способных входить в резонанс с осознаваемым.
Каждый из нас, живущих здесь и сейчас - центр Вселенной, точка
концентрации самоосознания Мира. И наша главная ответственность в
любом из воплощений - это ответственность перед самими собой за развитие
собственного индивидуального свободного осознания. Истинная свобода без
Сердца невозможна.
Для развития осознания необходимо творческое действие, ибо только таким
способом постигается механика созидания - механика творческого бытия
Мира. Поэтому наша главная ответственность перед Миром здесь и сейчас -
это ответственность за максимальное развитие и полноценную реализацию
тех талантов и способностей к творчеству, которые заложены в нас нашим
рождением. Истинное творчество без Сердца невозможно.
Результаты нашего творчества могут быть использованы и используются
другими человеческими существами в их творческих действиях,
направленных на развитие осознания. Только так мы можем действительно
помочь им на их Пути. В этом - суть сострадания, которое, так же, как
свобода и творчество, без Сердца не бывает.
Невозможно по-настоящему творить, пользуясь чужой энергией. Поэтому
наша главная ответственность здесь и сейчас перед самими собой и перед
всеми, кто нас окружает в нашей жизни - это ответственность за энергию.
Кому дано - с того и спрос. Наш индивидуальный поток Силы никогда не
бывает могущественнее, чем это необходимо нам для максимального
раскрытия наших творческих возможностей в нашем данном конкретном
воплощении. И если нам кажется, что энергии у нас - в избытке, значит, мы
чего-то не учли, значит, мы живем и творим не в полную силу, то есть
поступаем безответственно. И нам придется в других своих воплощениях
проходить все то же самое вновь и вновь - до тех пор, пока мы не научимся
полностью контролировать всю свою энергию и полностью вкладывать ее в
творчество. Только творческий подход к каждому действию, к каждой мысли
и каждому слову учит осознанности. Только максимальная осознанность в
каждое мгновение жизни развивает осознание. Только неуклонное развитие
осознания в каждое мгновение жизни позволяет нам выполнить главную и,
пожалуй, единственную миссию своей жизни - концентрацию и
кристаллизацию в себе самоосознания Мира.
Чем в большей степени мы стремимся контролировать свою собственную
энергию, чем осознаннее мы ею распоряжаемся и чем эффективнее
используем ее в своем собственном творчестве, тем ответственнее мы
поступаем по отношению к Миру, самим себе и другим человеческим
существам. Ведь все живущие здесь, точно так же, как и мы, являются
точками концентрации самосознания Мира.

Информация



Информация - информация - внедрение формы. Наложением качественной и
количественной информации на поле энергии рождается образ реальности.
От того, какую информацию и как мы посредством резонанса накладываем
своим восприятием на пространственно-энергетическое поле, каковым
является Вселенная, полностью зависит воспринимаемая нами картина Мира.
Осознавание - обработка и практическое усвоение информации. Осознание -
результат накопления оформленной информацией энергии. Накопление
энергии - процесс. Для его реализации необходима информация о принципах,
на которых он построен, и о практических приемах воплощения этих
принципов в реальность. В итоге все всегда упирается в информацию.
Информация - самый ценный и самый важный аспект любого знания.
Технологическая информация - самый ценный и важный вид информации,
поскольку именно она позволяет постичь сущность процессов создания
восприятием тех или иных объектов реальности. Технологическая
информация о практике совершенствования человеком самого себя - самый
ценный вид технологической информации, поскольку именно благодаря ей…
Я не думаю, что необходимо продолжать...

Индивидуальный подход



"Сколько людей - столько и мнений."
При всей нашей друг на друга похожести каждый из нас неповторим и видит
реальность по-своему. Любая информация, в особенности - технологическая,
становится по-настоящему "рабочей" для данного конкретного человека,
только будучи преобразованной им сообразно его индивидуальным
свойствам и тем условиям, в которых он себя воспринимает.
Каким бы универсальным и емким ни казался нам чей-то опыт, он всегда -
чей-то, и для того, чтобы извлечь из него максимум практической
информации для себя, нам необходимо его "под себя" трансформировать.
Поэтому наиболее адекватный подход к любой технологической информации
- творческое осмысление, "прочувствование", анализ и трансформация "под
себя" в процессе своей собственной практики.
Никакая технологическая информация не может быть непреложной истиной
и непоколебимой догмой, поскольку эволюционное совершенствование -
одно из главных свойств любых технологий. И в подходе каждого нового
"информируемого" она должна мутировать. Отбор информационных мутаций
- то, благодаря чему развиваются технологии. Развитие технологий - то,
благодаря чему расширяется диапазон явлений, включаемых нашим
восприятием в картину Мира.
Пользоваться предлагаемыми кем-то схемами и подходами если и имеет
смысл, то лишь до тех пор, пока не появится "чувство собственной тропы",
собственного образа действия, собственного подхода. И как только это
случается, мы оставляем в стороне все чужие тропы и становимся на свою
собственную -единственно верную для нас, и пытаемся идти по ней, ступая
как можно более осознанно, и тогда каждый наш следующий шаг становится
уникальной победой нашей индивидуальной информации над непокорной
стихией нашего индивидуального энергетического поля - еще одним шагом в
развитии осознания. Это, однако, не означает, что мы напрочь отказываемся
от "чужой" информации. Мы впитываем в себя все и творчески
перерабатываем в себе, делая достоянием своего движения по своей тропе…

Концептуальные аспекты динамики бытия
(частный вариант возможной интерпретации с опорой на по возможности
традиционную для йогических текстов терминологию)

Ничто есть непроявленное всё. Изначальная пустота не-пространства
содержит в себе потенцию всей полноты проявлений интегрального
пространства, а проявление сознания в Мире говорит о том, что сознание есть
изначальное качество Мира. Сознание не выделилось бы в отдельный
определяющий ход эволюции фактор, если бы не существовала
потенциальная возможность такого поворота событий.
Стремление к самоосознанию становится причиной, побуждающей Ничто
явить из себя Всё, формируя в пустоте не-пространственного небытия,
состояние которой есть однородность абсолютного покоя - "тамас" или "инь",
полноту пространственного бытия, состояние которого есть неоднородность
непрерывного движения - "раджас" или "ян". Тогда проявленное творение
оказывается локальным концентрированным явлением, возникающим при
оплодотворении неподвижной покоящейся пустоты принципом движения.
Тамо-гуна или инь-начало в этой схеме будет началом женским, ибо
посредством оплодотворения тамаса или инь мужским началом раджо-гуны
или ян из пустоты покоящегося небытия возникает полнота движущегося
бытия.
Раджас и тамас естественно стремятся компенсировать друг друга, взаимно друг в друге растворившись и тем самым возвратив проявленной динамике
полноты всего изначальное устойчивое состояние покоя пустоты ничего.
Равновесие дифференцированного в бытие небытия, таким образом,
производит впечатление неустойчивого. Для его фиксации и дальнейшего
структурирования неоднородного пространства вплоть до образования квази-
жестких форм субстанциональных видов материи мира необходим некий
фактор, поддерживающий динамическое равновесие раджаса и тамаса в
состоянии творческой среды - саттва. Назовем этот фактор намерением Мира
осознать себя посредством сознания, сконцентрированного в проявленных
формах. Таков в нашей условной модели ключевой принцип творения.
Сообразно ему, тамас и раджас - инь и ян - вряд ли могут существовать по
отдельности, ибо произведены дифференциацией одного. Соединяясь, они
аннигилируют. Безжизненная пустота непроявленного трансформируется в
полноту творческой среды проявленного вследствие реализации
осознаваемого намерения, которое из взаимодействия двух тенденций
выводит третью, принципиально и качественно отличную от каждой из двух.
Именно благодаря действию намерения составляющие дифференцированной
в неоднородность интегральности пустоты - те, что стремясь друг друга
пожрать, поддерживают взаимное существование - порождают полноту
космической творческой среды, являющей проявленное формальное бытие.
Причем под чередованием бытия непроявленного и проявленного понимается
не некий протяженный во времени процесс, но вечно мгновенное
взаимопреобразование их друг в друга, поддерживаемое в состоянии
перманентного динамического равновесия стремлением Мира к
самоосознанию.

Энергия и Сила. Намерение. Воля



Свойство интегрального пространства Мира образовывать в себе зоны
динамической неоднородности назовем изначальной энергией. Сообразно
расслоению непроявленного в нашей условной модели на три аспекта
проявлений качество энергии также неизбежно оказывается тройственным.
Энергию в совокупности с информацией о ее качестве назовем "Силой" или -
традиционно - "праной" . Соединяющая в себе компенсированные качества
Сила в изначальном ее состоянии непроявленной потенции формирования
абсолютной активности, абсолютной инертности и их равновесного
состояния - Изначальная Сила, проявление которой приводит к
формированию трех аспектов Силы - Силы тамаса или Силы инь, Силы
раджаса или Силы ян, и Силы в равновесном состоянии саттвы.
Пространство проявленного мира находится в непрерывном движении.
Изменение распределения зон неоднородности пространства назовем
потоком энергии. Поток энергии, "оформленной" каким-либо из качеств
назовем потоком Силы или потоком праны. Отдельный поток Силы какого-
либо одного из двух изначальных качеств существовать не может. Как только
однородность небытия нарушается импульсом намерения сотворить
проявленное, Изначальная Сила проявляется в форме двух потоков Силы
противоположного качества, возникающих друг из друга, друг в друге
растворяющихся, и пребывающих в состоянии динамического равновесия.
Сама по себе Изначальная Сила не существует. Она проявляется только как
динамическое равновесие противоположных начал.
Потенциальное состояние целостного Мира - единая однородная пустота
небытия пространства и оплодотворяющего принципа - трансформируется в
проявленное состояние дифференцированного творения вследствие действия
намерения Мира осознать себя. Механизм приведения намерения в действие
назовем "волей". В непроявленном воля является единственным
универсальным законом. Других нет. Как только возникает проявленное,
некоторая часть воли "связывается" в объективные законы его организации и
функционирования. Наиболее фундаментальным общим законом
структурной организации пространства проявленного является закон вихря.
Пространственная структура всего проявленного вихреобразна - от самых
недр микромира до мега-формирований Универсума все организовано в
форме вихрей. Это явственно прослеживается в организации материи
"физического" мира - от элементарных частиц до галактик и метагалактик.
На более "грубых" уровнях организации бытия количество законов и степень
их частности увеличиваются. Чем менее многомерно подпространство, чем
более структурированы и формально фиксированы его формации, чем
"грубее" соответствующий ему уровень материи, тем меньше в нем
существует степеней свободы, тем большая часть универсальной воли
связана в нем в жесткие законы, детерминирующие организацию его
материи, и тем меньшая доля воли может быть проявлена как свободная воля
существ, осознающих себя в данном мире - подпространстве интегрального
Мира.
Отсюда - столь фатальная ограниченность обычного человека множеством
непреложных физических и производных от них законов в трехмерном
"физическом" мире - единственном из подпространств пространства
интегрального Мира, где обычное человеческое существо себя осознаёт -
пусть в большинстве случаев не полноценно, но всё же… И отсюда же -
фантастическая возможность постичь организацию Мироздания, исследуя
проявления воли в трехмерном пространстве физического мира, где ее можно
"разложить по полочкам", исследуя неизменные проявления ее аспектов в
форме объективных законов. Наименее многомерный и ограничивающий
свободу волеизъявления тремя пространственными измерениями и
однонаправленным линейным временем физический континуум, оказывается,
таким образом, оптимальным "местом" для исследования и изучения
механизмов действия воли и приведения в действие намерения. Именно
"здесь" находятся "информационные ключи" к управлению процессом
концентрации осознания. То, что мы можем осознать за период пребывания
здесь в форме осознающих существ, воплощенных в органических телах, мы
не сумеем осознать больше нигде. Ибо в более многомерных пространствах
так называемых "тонких" миров разница между свободной волей и
объективным законом в значительной степени размыта. Поэтому научиться
даже таким простым вещам как различение между намерением и желанием,
эмоциями и чувствами "там" значительно сложнее, чем "здесь".

Соотношение "тонкого" и "грубого". Свобода



Творение разворачивается от более "тонкого" к более "грубому". Когда
предел достигнут и элементарная структура материи Мира сформирована
вплоть до самого "грубого" уровня, в котором еще возможно
пространственное бытие хотя бы в однонаправленном линейном потоке времени, происходит интеграция, из распределенной потенции осознания
рождающая локализованное осознание, которое развивается от "грубого" к
"тонкому" путем воплощения саморазвивающегося сознания во все более
усложняющихся живых материальных структурах. Чем выше сложность
организации сознания, тем на более "тонком" плане существо способно себя
осознавать и развивать. Выполнение же осознанных действий на "тонких"
планах позволяет осуществлять реорганизацию фундаментальных
проявлений материи планов более "грубых".
Таким образом, внося незначительные изменения в процессы, происходящие
на более "тонких" планах, можно значительно существеннее и
фундаментальнее влиять на явления более "грубых" планов, чем посредством
попыток изменить "грубое" непосредственно . Изменения, осуществляемые
непосредственным воздействием на "грубое", также "отзываются" в "тонком",
однако ограниченной воле "грубого" самоосознания эти "отклики"
неподконтрольны. Степень реальной свободы обладающего самоосознанием
существа определяется уровнем его свободы воли и количеством энергии,
распределением которой существо способно осознанно управлять, то есть,
фактическим запасом имеющейся в его распоряжении наличной энергии. При
переходе от "тонкого" к "грубому" значительная часть энергии воздействия
"сворачивается" в измененные состояния материи. Чтобы осуществить
незначительные изменения распределения материи в "грубом", нужно иметь
возможность вложить огромное количество собственной энергии в
изменяющие действия воли в "тонком". Либо с филигранной точностью
произвести какие-либо манипуляции управления чужими потоками энергии.
Уровень свободы воли и способность управлять распределением энергии
определяются уровнем самоосознания и степенью полноты осознанности.

Йога



Йогой назовем состояние тотальной интегрированности самоосознания, в
котором человеческое существо равно полноценно осознает и контролирует
все свои фактические проявления на всех уровнях бытия интегрального Мира
.
Накопление фактического опыта осознанного функционирования в условиях
человеческого социума, обеспечивающее некоторый этап эволюции сознания
- так можно интерпретировать основной смысл воплощения самоосознающей
Сущности в форме человеческого существа. Пребывание в состоянии йоги
увеличивает эффективность социального функционирования человеческого
существа за счет повышения психоэнергетического уровня его
биологических и социальных проявлений, а также за счет полноценного
осознания сути явлений, действий, их результатов, последствий и
взаимосвязей на различных планах бытия Мира.
Вряд ли имеет смысл практика, ведущая к состоянию йоги, но не имеющая
под собой стремления овладеть искусством управления намерением и волей.
Сфера жизненных проявлений воплощенных человеческих существ -
полигон, на котором из воплощения в воплощение отрабатывается это
искусство. Чем выше осознанность, тем выше уровень доступа к управлению
Силой посредством воли как инструмента реализации намерения. Охота за
Силой - таков действительный алгоритм и сущность того, что принято
именовать "процессом духовного развития".

Энергетическая структура человеческого существа



Энергетической структурой человеческого существа назовем материальный
носитель всех его функциональных проявлений.
Энергетическая структура представляется целостным многомерным
мультипространственным образованием, обладающим сложной структурной
и функциональной организацией и существующим во временных
пространствах, обладающих многонаправленностью спирально замкнутых
потоков времени. Поскольку картина Мира в основе представляет собой
вибрационный процесс, способность восприятия, скорее всего, определяется
способностью воспринимающих органов входить в вибрационный резонанс с
подлежащими восприятию объектами и на основе резонансного отклика
строить образ воспринимаемой реальности. Поэтому непосредственное
восприятие энергетической структуры в целом представляется возможным
лишь при условии наличия у воспринимающего способности воспринимать
все ее вибрационные компоненты всех уровней размерности во всех слоях
мультипространственной мультивременной реальности.
Реальность, лежащая "за границей" некоторого множества пространственно-
временных потоков бытия, на которые "настроено" восприятие данного
конкретного человеческого существа, оказывается для него фактически
несуществующей. В текущий период земной истории восприятие некоторого
среднего представителя вида Homo sapiens ориентировано на резонанс с
энерго-информационным полем, представляющим собой вибрационную
структуру трехмерного "геометрического" пространства так называемого
"физического" мира. Поэтому картина Мира интегрального пока остается за
пределами возможности постижения. Однако в своей эволюции мы уже
достигли того уровня зрелости, когда накопление значимых мутаций
приводит ко все более и более массовым и все более и все более
существенным отклонениям границ вибрационного диапазона восприятия от
некоторой условной "физиологической нормы" в сторону его расширения.
Поэтому среди нас находится все больше и больше тех, кто способен
"заглянуть за грань" обыкновенной реальности и "увидеть что-то еще". Но
способностью полноценного восприятия интегральной картины Мира и,
соответственно, человеческой энергетической структуры во всей ее
целостности, обычное "земное" (то есть сущностно принадлежащее к
планетарному потоку эволюции) человеческое существо пока овладеть не в
состоянии. Встречающиеся же отклонения от "нормы" еще слишком редки и
слишком различны, чтобы можно было говорить о каких-либо устойчивых
тенденциях. Поэтому "видение" разных людей зачастую представляет их
восприятию совершенно различные образы "параллельной" реальности.
Естественно, ведь речь идет об "обрывочном" восприятии, причем, вполне
возможно, иногда даже просто разных "пространственных слоев"
интегральной реальности. Если же учесть возможные различия
образовательно-культурной базы, интеллектуальных способностей и
эмоционального настроя, становится ясно, почему "видение", казалось бы,
одного и того же явления разные "видящие" зачастую описывают по-разному,
давая совершенно различные, вплоть до диаметрально противоположных,
интерпретации.
Возможностями объективной приборной оценки процессов, протекающих "там", мы пока не располагаем, поскольку "тамошняя" реальность для нас
фактически не существует. Мы объективно не можем создать приборы из
несуществующей материи несуществующих миров - приборы, способные
регистрировать явления и процессы, которых нет, ибо они имеют место и
протекают в многомерных пространствах и временах, не обладающих для
подавляющего большинства из нас даже умозрительным бытием . Таким
образом, похоже, что единственный путь проникновения "туда" - за грань
ограниченной тремя пространственными и одним временным измерениями
реальности - это целенаправленное расширение диапазона нашего
собственного восприятия со всеми вытекающими из него последствиями. Для
чего и разрабатываются технологии интегрального тренинга. Естественно,
как и любые технологии, интегральные тренировочные технологии
претерпевают эволюционные изменения в соответствии с развитием объекта
их приложения - эволюционирующего человеческого существа.
Возможно, благодаря массовому применению в человечестве интегральных
тренинг-технологий, в некотором будущем "физического" мира значительное
количество человеческих существ разовьет в себе способность
непосредственно воспринимать интегральный образ энергетической
структуры. Однако пока что мы можем лишь описывать ее строение в виде
достаточно условных, но именно поэтому более-менее доступных
интерпретациям "трехмерного" восприятия, моделей. Условно подобные
модели можно рассматривать как своего рода "трехмерные сечения" или
"трехмерные срезы" многомерных структур. Ниже представлен один из
возможных вариантов описания одной из возможных моделей.
С точки зрения наблюдателя, чье восприятие обладает усредненными
характеристиками, свойственными восприятию обычного человеческого
существа, вооруженного современными техническими средствами,
энергетическая структура состоит из трех компонент - органической,
электромагнитной и вихревой .
Органическая компонента воспринимается как тело, образованное
"физическим" веществом - наиболее "плотной" субстанцией трехмерного
"физического" мира.
Электромагнитная компонента воспринимается как совокупность
электромагнитных полей и электрических токов, присущих органической
компоненте и существующих внутри и в ближнем пространстве вокруг нее.
Органическая и электромагнитная компоненты в совокупности образуют то,
что принято именовать "физическим" телом. "Физическое" тело -
составляющая энергетической структуры, принадлежащая трехмерному
пространству "физического" мира.
Вихревая компонента энергетической структуры есть собственно
пространство Мира - "разуплотненный" физический вакуум,
структурированный вихреобразными неоднородностями, которые можно
рассматривать либо как результат суперпозиции вихревых производных
спинов всех частиц, входящих в состав "физического тела", либо как
"пространственную" предпосылку формирования этих частиц. Традиционно
вихревую компоненту энергетической структуры принято именовать
"энергетическим телом" или "совокупностью тонких тел", поскольку
вихревые поля - отнюдь не единственная ее составляющая.
"Энергетическое тело" имеет многоуровневое строение, обусловленное
многоуровневой вихревой организацией развернутого пространства
проявленного бытия. Небытие не обладает существованием пространства.
Пространство как таковое есть атрибут проявленного бытия и имеет вихрь в
основе своей структурной организации.
Точечный вихрь элементарной частицы - первичный точечный вихрь -
генерирует вихревое поле - первичный пространственный вихрь (см. рис. 1).

Первичный пространственный вихрь, генерируемый вихрем элементарной
частицы, содержит "вращение пространства в чистом виде" лишь в точках
своей продольной оси. Каждая точка оси первичного пространственного
вихря есть точечный вихрь второго уровня, который, в свою очередь,
генерирует вторичный пространственный вихрь. Вихревое поле каждого
последующего уровня генерирует на один уровень более высокое
пространство точечных вихрей, каждый из которых генерирует
пространственные вихри соответствующего им порядка.
Одно измерение каждого пространства последующего уровня организации
совпадает с одним измерением пространства предыдущего уровня, поскольку
совпадают оси генерирующего и генерируемого пространственных вихрей.
Однако два измерения, обусловленных "разворачиванием" генерируемого
пространства, в каждом последующем пространстве являются
дополнительными. Таким образом, каждое пространство более высокого
уровня организации имеет на два измерения больше, чем предыдущее. Кроме
того, на каждом уровне организации интегрального пространства каждый
вихрь генерирует в нем динамическую матрицу вибрационных отражений,
"отражаясь" во всех вихрях соразмерного ему пространства и,
соответственно, во всех вихревых структурах всех развернутых уровней
проявленного бытия. Таким образом, в одном из своих ключевых аспектов
интегральный мир есть матрица взаимных отражений составляющих его
субмиров, развернутых в пространствах ограниченной размерности, в
пределе составляющих интегральное пространство проявленного.
Как отмечено выше, вихревые поля не есть единственная составляющая
"тонкого". Говорить о "чисто вихревой" или "абстрактно пространственной"
природе "тонких" компонент энергетической структуры человеческого
существа некорректно, ибо все они обладают не только собственно
структурой пространства, но также вполне материальным бытием в
соответствующих им пространствах, образуя там пространственно-
энергетические структуры, которым свойственны характеристики и свойства,
в многомерных пространствах эквивалентные характеристикам и свойствам
"физических" пространственно-энергетических структур в трехмерном. "Что
вверху - то и внизу, что внизу - то и вверху." Точно так же, как первичный
точечный вихрь обладает массой и зарядом - вторичными по отношению к
спину характеристиками энергетического состояния - точечные вихри более
высоких порядков обладают "своими" "тонкими" материальными
характеристиками, в "их" многомерных пространствах соответствующими
массе и заряду трехмерного континуума. Очевидно, что в случае "взгляда
снизу" математическое описание тех компонент пространственно-
энергетических структур, которые образованы "тонкой" материей и
"тонкими" полями, должно выглядеть намного сложнее, чем описание их
"физических" составляющих, так как пространства, в которых имеет место
бытие "тонкого", обладают как минимум двумя дополнительными
измерениями по сравнению с трехмерным "физическим" континуумом.


Естественно, то, что мы "здесь" привыкли именовать "временем", "там" также
может оказаться "устроенным" несколько иначе.
Каждое "тонкое" тело имеет образованную материей соответствующего ему
пространства составляющую, "вписанную" в "физическое" тело, так как
каждый "первичный" трехмерный вихрь содержит в себе вихри всех более
высоких порядков.
С точки зрения "наблюдателя снизу" - из "физического" мира трехмерного
пространства - "материальная картина Мира" формально разворачивается
"снизу-вверх" - от ограниченного "плотного" к безграничному "тонкому".
Однако фактическим толчком к ее формированию является намерение
непроявленного Единого осознать самое себя, а движущей силой - воля Мира
- источник свойства энергии, благодаря наличию которого происходит
развертывание бытия проявленного.
Возникая в непроявленном, энергия становится тем, благодаря чему небытие
расслаивается в первичном вихре бесконечно многомерного единого
пространства, "сверху вниз" генерируя всю цепочку пространств вплоть до
наиболее "грубого" и жестко организованного трехмерного, в котором
возможно существование не только вихревой собственно пространственной
организации - "тонкой материи", - но и относительно фиксированное
восприятием существование материи "грубой", или "физической". Поэтому
каждое "тонкое" тело является "управляющим" для смежного с ним более
"грубого" и опосредованно через него - для всех "нижележащих" тел.
Пространственно-энергетические характеристики каждого последующего
более "грубого" тела могут быть описаны через многомерные производные
функции первого порядка от соответствующих пространственно-
энергетических характеристик тела, на один уровень более "тонкого".
Смысл существования проявленного бытия состоит в реализации процесса
самоосознания Мира в самом себе. Посредством течения бытия потенция
осознания трансформируется в собственно самоосознание.
Смысл последовательного "уплотнения" планов проявленного бытия вплоть
до пространственно наиболее ограниченного "физического" мира состоит в
изолированном "выделении" факторов и законов осознания в "чистом виде",
то есть в состоянии, наименее подверженном влиянию многомерных
взаимосвязей. Отсюда стремление Мира максимально ограничить
воздействие свободной воли на ход процессов трансформации осознания
путем "связывания" как можно большей ее части в жесткие объективные
естественные законы - физические, химические, биофизические,
биохимические, психологические, социо-психологические, социологические
и т.п., детерминирующие ход естественных и социальных процессов. Чем
ниже размерность пространства, тем в большей степени воля Мира в нем
связана в объективных законах и тем меньшая ее часть проявляется в форме
свободной воли осознающих себя в этом пространстве существ. Наиболее
доступные восприятию объяснения законов - примеры проявления их
действия. Знание элементов и понимание наиболее прямых и
непосредственных путей их взаимодействия открывает доступ к осознанию
стоящих за этим взаимодействием многомерных "тонких" взаимосвязей.

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?