Вступайте в наши группы в соцсетях:

Свами Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс. Урок 36

Урок 36

 

«Йога – древняя практика, целый образ жизни».

Джавахарлал Неру

 

Тема 1

Йога. Путь к совершенству

 

Прогресс в йоге зависит от различных физических и умственных качеств человека, которые необходимо постепенно пробуждать и развивать. Все эти качества перечислены в традиционном тексте йоги под названием Гхеранд Самхита следующим образом:

1. шодханам (телесное очищение);

2. дридхата (устойчивость тела);

3. стхаирьям (решительность);

4. дхаирьям (терпение);

5. лагхавам (легкость тела и ума);

6. пратьякшам (прямое восприятие);

7. нирлипта (непосредственность, отстраненность; незатронутость бедами мира и жизни).

Далее в тексте говорится:

«Очищение тела достигается практикой шаткарм, устойчивость тела – практикой асан, решительность – практикой мудр, терпение – практикой медитативных техник, вызывающих пратьяхару, легкость тела и ума – практикой пранаямы, прямое восприятие – опытом дхьяны, а отстраненность – самадхи (совершенным слиянием)»

(шлоки 1:10, 11)

Эти практики и переживания служат средствами достижения совершенства.

На протяжении этой книги мы описали большое количество техник, которые относятся к категории шаткарм, асан, пранаямы и медитативных техник. Все они помогают развивать требуемые качества, позволяющие искателю продвигаться по пути йоги; вот почему мы всегда подчеркивали их важность. Избранное число этих практик следует выполнять ежедневно и соединять их с другими путями йоги, такими, как карма, бхакти и джняна йога, чтобы достичь полного изменения своего восприятия, понимания и бытия[1].

Практики крийя‑йоги включают в себя асаны, мудры и пранаяму. Более того, регулярные занятия ведут к пратьяхаре и, в конечном счете, к медитации. То есть практика крийя‑йоги поможет воспитывать многие из личных качеств, необходимых для продвижения в йоге. Кроме того, правильная и регулярная практика будет вызывать пратьякшам (прямое восприятие) как предпосылку к высочайшему опыту йоги... самадхи. Крийя‑йога представляет собой инструмент, мощный метод, который поможет вам продвигаться по пути к самопостижению и самоосуществлению.

 

Тема 2

Крийя‑йога. Практика

 

 

Сварупа Даршана (крийя № 18)

 

Слово сварупа означает «реальная форма» (человека); даршана означает «прямое восприятие или видение». Что такое реальная форма человека? Это физическое тело? Это ум? Это то и другое вместе? Или нечто большее? Никто и никогда не сможет вам этого сказать. Вы должны узнать это сами из своего собственного опыта. В йоге реальная природа или форма человека называется атма. На русский язык это переводится как Я. Вся цель йоги состоит именно в открытии и прямом восприятии (даршана) Я. Следовательно, название этой крийи заключает в себе суть йоги – непосредственное восприятие Я.

 

Сидячее положение

 

Продолжайте сидеть в той же асане, которая использовалась для предыдущей крийи[2]. Не меняйте положения тела и не шевелитесь.

 

Техника выполнения

 

Сидите удобно.

Держите глаза закрытыми.

Осознавайте свое физическое тело... ничего, кроме него.

Должно быть полное, непрерывное восприятие всего вашего тела.

Ваше тело совершенно неподвижно.

Оно устойчиво, как большой камень.

Осознавайте свое тело... и спокойствие.

Ощущайте устойчивость тела... и спокойствие.

Одновременно осознавайте свое естественное дыхание.

Ваше дыхание движется внутрь... и наружу.

Наблюдайте постоянный, ритмичный поток своего дыхания и ощущайте устойчивость всего своего тела.

Постепенно ваше тело станет жестким, как будто все мышцы замерзли.

Каждая часть вашего тела станет оцепеневшей... но это не столько физическое, сколько психическое оцепенение.

Вы будете замкнуты в психической бандхе... психическом замке.

Не забывайте об одновременном осознании дыхания.

Вы будете чувствовать все большее и большее оцепенение, и ваше осознание постепенно будет все больше и больше переходить в дыхание.

Не требуется никаких усилий... тело будет оцепеневать автоматически.

В конце концов ваше тело станет таким оцепеневшим и жестким, что будет ощущаться как каменная статуя... вы обнаружите, что совершенно не способны шевелиться. На этой стадии, пожалуйста, немедленно переходите к следующей крийе.

 

Линга санчалана (крийя № 19)

 

Слово линга имеет много значений и заключает в себе глубокий смысл. В контексте этой крийи оно означает «астральное тело». Слово санчалана означает «проведение», а также «ритмичное расширение и сжатие». Следовательно, название этой крийи можно перевести как «ритмическое расширение и сжатие астрального тела». Используя процесс дыхания в качестве основы, можно со временем ощутить расширение и сжатие астрального тела. Это ведет к более высокому восприятию.

 

Сидячее положение

 

Оставайтесь точно в той же позе, которая использовалась в предыдущей крийе. Не шевелитесь. На самом деле, если вы правильно выполняли сварупа даршану, то будете ощущать такое оцепенение тела, что не сможете пошевелить даже пальцем. Если вы даже слегка пошевелитесь, то плавное, последовательное течение практик крийя‑йоги будет нарушено, ум утратит свое точечное сосредоточение, и ваши занятия не принесут результатов.

 

Техника выполнения

 

В конце практики сварупа даршана ваше тело должно быть жестким и неподвижным, как камень. Сразу же начинайте выполнять линга санчалану. Держите глаза закрытыми.

Ваше осознание должно быть зафиксировано на дыхании. Вы должны обнаружить, что спонтанно и без усилий выполняете уджайи пранаяму и кхечари мудру[3].

 

dm112

 

Ощущайте, что все ваше тело вдыхает и выдыхает.

Вдыхая, представляйте себе, что каждая часть вашего тела втягивает воздух.

При выдохе воздух выходит из каждой клетки, каждой части вашего тела.

В течение короткого времени продолжайте представлять себе этот процесс.

Вы заметите, что ваше тело как будто расширяется при каждом вдохе и сжимается при каждом выдохе.

И в то же самое время, ваше тело, ваше физическое тело, остается жестким и неподвижным, как каменная статуя.

Это своеобразное ощущение; как может тело оставаться оцепеневшим и в то же время расширяться и сжиматься?

Ответ прост... расширяется и сжимается ваше астральное тело, а не физическое тело.

Наблюдайте этот процесс.

Постепенно ритмичное расширение и сжатие будет становиться более сильным и более выраженным.

Однако степень расширения останется той же самой, но степень сжатия станет более выраженной.

Осознавайте этот процесс, согласованный с дыханием.

Расширение происходит до неизменного предела, но сжатие становится все больше и больше..., пока в конце концов астральное тело не сжимается до одной точки света.

Кажется, что все ваше существо сжимается до одной крохотной концентрированной точки.

Когда вы это ощутите, прекращайте выполнение этой крийи и немедленно переходите к последней крийе.

 

Дхьяна (крийя № 20)

 

Дхьяна – это медитация. Это не означает приятные мысли или психические картины; это трансцендентальное состояние бытия, переживание которого преобразит всю вашу жизнь.

В действительности, дхьяна – это не техника крийя‑йоги и не может быть таковой, ибо невозможно практиковать дхьяну. Слово «крийя» подразумевает, что вы нечто практикуете, а в дхьяне вы не практикуете ничего. Вы не создаете состояние дхьяны и не входите в него – оно случается само собой, спонтанно, когда ваш ум готов и восприимчив. Поэтому на самом деле название этой крийи неправильно; ее следует называть вступлением к дхьяне.

 

Обоснование

 

Крийя‑йога очень последовательна. Первые крийи (1‑9) предназначены для вызывания состояния пратьяхары; крийи 10‑19 предназначены для постепенного достижения состояния дхараны. Последняя крийя, крийя № 20, призвана обеспечивать плавный переход в медитативное состояние. Каждая из этих стадий абсолютно необходима; их необходимо достигнуть, прежде чем станет возможна медитация. Вот почему мы подчеркиваем, что крийи следует практиковать последовательно, с начала и до конца. Пропуск тех или иных из них означает, что ум не настроен на требуемую восприимчивость; в этих обстоятельствах медитация не возникнет. Пожалуйста, помните об этом.

 

Сидячее положение

 

Оставайтесь в той же сидячей позе, как в предыдущей крийе. Держите глаза закрытыми.

 

Техника выполнения

 

По завершении линга санчаланы вы должны воспринимать свое астральное тело как точку, бинду (каплю).

Сосредоточивайтесь на этой точке.

Вы увидите, что она имеет форму золотого яйца.

Полностью сосредоточивайте свое осознание на этом яйце.

Постепенно она начнет спонтанно расширяться.

Внимательно наблюдайте.

Золотое яйцо блестит и светится, но не испускает никаких лучей света.

Яйцо становится все больше и больше...

оно начинает приобретать форму...

и испускать свет.

Это ослепительная форма вашей карана шариры (каузального Я)... но не ожидайте ничего...

...и тогда...

 

Заключительные рекомендации для практики крийя‑йоги

 

1. Пожалуйста, внимательно читайте общие инструкции, которые даны в Уроках 25 и 26, и старайтесь следовать им[4].

2. Практикуйте крийи в данной последовательности, выполняя столько из них, сколько позволяет время.

Порядок практики очень важен.

Правильная последовательность такова:

 

dm113

 

3. Занимайтесь регулярно; то есть занимайтесь каждый день.

4. Не занимайтесь, если вы больны или заболеваете. Прекратите практику, если у вас возникают неприятные побочные эффекты.

5. Старайтесь соединять практику крийя‑йоги с другими формами йоги, особенно карма или бхакти йогой. Это приведет к общему и гармоничному преобразованию вашего ума‑тела, так что оно сможет настраиваться на состояния более высокого восприятия. Устанавливайте контакты с другими людьми, занимающимися йогой. Посещайте сатсанг (встречи с высокоразвитыми людьми) всякий раз, когда вам выпадет такой шанс[5]. Все это мощные методы положительного изменения всего вашего существа.

6. Занимайтесь, не ожидая результатов.

7. В случае каких‑либо затруднений, пишите в наш ашрам.

Будьте терпеливы и искренни в своих усилиях, и вы постепенно разовьетесь до опыта и понимания подлинного знания, которое скрывается за словами этой книги.

 

Хари Аум

 

Тема 3

Асаны. Практика

 

В заключительном уроке асан мы опишем три трудные асаны:

1. Дви пада кандхарасану

2. Пурна матсиендрасану

3. Хануманасану

Выполнять эти асаны смогут лишь очень немногие. В действительности, мы настоятельно рекомендуем вам не пытаться их делать, если только у вас не очень сильное и гибкое тело и вы не занимаетесь асанами уже несколько лет. Так вы сможете избежать растяжения мышц и разрыва связок в результате преждевременной практики.

 

Дви Пада Кандхарасана

 

Слово дви на санскрите означает «два»; пада означает «нога», а кандха – «плечо». Таким образом, название этой асаны можно перевести как «поза с двумя ногами за плечами», поскольку обе ноги складываются за плечами.

Эту асану также часто называют йога‑нидрасана – «поза йоги сна». Те люди, которые чувствуют себя в ней достаточно удобно – а таких будет немного, – могут спать или отдыхать в конечном положении. Нечего и говорить, что мы не рекомендуем вам пытаться практиковать йога‑нидру в этой позе.

 

Подготовительная асана

 

Прекрасной подготовительной асаной для дви пада кандхарасаны может служить эка пада сиршасана[6]. В действительности, не следует пробовать делать дви пада кандхарасану, не освоив прежде эка пада сиршасану.

 

Техника выполнения

 

Постелите на пол одеяло.

Лягте на спину.

Выпрямите ноги и положите руки на пол рядом с телом.

Расслабьте все мышцы тела.

 

dm114

 

Согните одну ногу вверх.

Заведите ступню за голову, пропустив ногу под мышкой с той же стороны тела.

Тут нужно действовать осторожно.

Не перенапрягайтесь.

Затем повторите тот же процесс с другой ногой так, чтобы обе руки лежали поверх ног.

Осторожно придавливайте ноги вниз руками.

Постарайтесь скрестить ноги за головой.

Сложите ладони вместе.

Это и есть конечная поза.

Полностью расслабьте все тело.

Закройте глаза.

Дышите медленно и глубоко.

Оставайтесь в конечной позе в течение удобного для вас времени.

Затем осторожно разогните и выпрямите ноги.

Это окончание практики.

 

Осознание

 

Осознавайте глубокое и медленное дыхание в конечном положении.

 

Противопоза

 

Сразу после выполнения дви пада кандхарасаны следует сделать любую асану со сгибанием назад, например бхуджангасану[7], матсьясану[8] и т.д.

 

Благотворное действие

 

Дви пада кандхарасана – это усложненная асана со сгибанием вперед. Она оживляет нервы всего тела. Она обладает мощным действием на все органы брюшной полости, в особенности почки, печень, селезенку, кишечник и поджелудочную железу. Кроме того, она массирует органы таза, что обеспечивает повышение эффективности половой и выделительной систем, а также устранение любых связанных с ними недугов. Происходит глубокий массаж солнечного сплетения и надпочечников; это помогает заменить вялость избытком энергии.

Дви пада кандхарасана приносит много пользы тем, кто может ее делать.

 

Пурна матсиендрасана

 

Матсиендрасана названа в честь великого йога Матсиендранатха. Слово пурна означает «полный, завершенный»; эта асана представляет собой полную форму асаны Матсиендранатха. Название этой асаны обычно переводят как «полная поза скручивания позвоночника».

Большинство людей будут способны делать ардха матсиендрасану, половинную позу скручивания позвоночника[9], но лишь немногие смогут делать полную форму.

 

Техника выполнения

 

Сядьте на пол.

Вытяните обе ноги перед собой.

Положите левую ступню на правый тазобедренный сустав, как можно ближе к боковой стороне талии.

Левое бедро должно оставаться на полу.

Согните правую ногу и поднимите колено.

Поставьте правую ступню слева от левого колена, прижимая ее подошвой к полу.

 

dm115

 

Осторожно разверните туловище в правую сторону.

Постарайтесь прижать левую подмышку к правой стороне поднятого правого колена.

Если возможно, возьмитесь левой рукой за правую лодыжку.

Пожалуйста, не перенапрягайтесь – выполнить эту заключительную скрутку нелегко.

Выпрямите левую руку и вытяните ее вдоль правой икры.

Заведите правую руку за спину. Это и есть конечная поза.[10]

Поверните голову направо.

Закройте глаза.

Дышите медленно.

Оставайтесь в конечной позе, пока это вам удобно.

Затем вернитесь в исходное положение.

Расслабьте все мышцы.

Повторите тот же процесс в противоположном направлении, то есть поворачивая туловище влево.

Для левого скручивания требуется такое же положение ног, как описано для правого, но наоборот.

Вся практика состоит из скручивания вправо, а затем скручивания влево.

 

Дыхание, осознание и продолжительность

 

Выдыхайте, поворачивая туловище в конечное положение. Медленно дышите в конечной позе. Делайте вдох, возвращаясь в исходное положение.

Осознавайте дыхание в конечной позе. Если хотите, можете фиксировать свое осознание на межбровном центре и представлять себе, что вы вдыхаете и выдыхаете через этот центр.

Оставайтесь в конечной позе, пока вы чувствуете себя удобно. Продолжительность, достаточная для получения максимальной пользы, составляет две или три минуты при скручивании в каждую сторону.

 

Противопоза

 

Закончив выполнять пурна матсиендрасану, просто сидите спокойно, держа туловище и голову вертикально и вытянув ноги перед собой.

 

Благотворное действие

 

Такое же, как и у ардха матсиендрасаны, но более выраженное[11].

 

Хануманасана

 

Хануман – это имя бога‑обезьяны в индуистской мифологии, который воплощает собой бхакти. Все его существование было полностью посвящено Раме. Он – один из героев великого эпоса под названием Рамаяна, который является, вероятно, самым популярным и самым читаемым традиционным текстом в Индии. В нем рассказывается о приключениях Рамы, его жены Ситы и других общеизвестных персонажей, в том числе Ханумана. Во время скитаний по разным частям Древней Индии Сита была похищена царем демонов по имени Равана. Рама разослал отряды на ее поиски. Хануман и его спутники услышали, что Сита находится на Шри‑Ланке, но они не представляли, как им перебраться через море. В конце концов проблема разрешилась, когда Хануман перепрыгнул через пролив, отделяющий Шри‑Ланку от материковой Индии. Хануманасана символизирует этот могучий прыжок. Название этой асаны можно перевести как «поза бога‑обезьяны», хотя она более широко известна как «шпагат».

 

Техника выполнения

 

Опуститесь на левое колено.

Поставьте правую ступню рядом с левым коленом.

Положите ладони обеих рук на пол по обе стороны тела.

Осторожно и постепенно сдвигайте левую ступню назад, а правую вперед; это должно происходить без лишнего напряжения.

 

dm116

 

Одновременно поддерживайте вес тела обеими руками.

Смещайте ступни настолько далеко вперед и назад, насколько это возможно без перенапряжения.

Некоторые люди, и после значительной тренировки, смогут опустить ягодицы на пол для достижения конечного положения.

Расслабьте все тело.

Сложите руки ладонями вместе перед грудью.

Дышите медленно и глубоко.

Спустя удобное для вас время вернитесь в исходное положение.

Повторите ту же процедуру, сдвигая назад правую ногу.

 

Использование одеял

 

Очень немногие люди будут способны опускать ягодицы на пол в конечной позе. В качестве полезного компромисса для тех, кому до этого не хватает совсем немного, мы рекомендуем подкладывать под ягодицы подушку или свернутое одеяло. Это поможет избежать перенапряжения.

 

Осознание

 

В конечной позе закройте глаза и осознавайте дыхание.

 

Полезные свойства

 

Хануманасана – это решающее испытание гибкости ног в тазобедренных суставах. Очень немногие смогут принимать конечную позу, но тем, кто на это способен, она окажется очень полезной в случаях половых расстройств и для подготовки детородных органов к благополучным родам.

 

Меры предосторожности

 

Все три описанные асаны представляют собой продвинутые практики; они не предназначены для начинающих. Поэтому не пытайтесь их делать, если у вас тугое тело. Вместо этого выполняйте другие, более простые асаны.

Выполнение этих трех асан строго противопоказано при таких недугах, как смещение межпозвоночного диска, радикулит, грыжа и т.п.

 

Тема 4

Пранаяма. Чатуртха Пранаяма

 

Чатуртха пранаяма – это одновременно и пранаяма, и медитативная практика. В ней сочетаются осознание дыхания, мантры и чакр. Это очень мощная техника, которой учат довольно редко.

 

Определение

 

Слово чатуртха на санскрите означает «четвертый». Для такого названия есть две причины:

1. Первые три типа пранаямы обычно рассматриваются как пурака (вдох), речака (выдох) и кумбхака (задержка дыхания). Чатуртха пранаяма считается четвертым типом, который следует за ними. В этом случае название практики может быть переведено как «четвертая пранаяма».

2. Согласно тексту Мандукья Упанишады, существуют четыре состояния осознания. Это, во‑первых, джаграт (состояние бодрствования) которое соответствует восприятию мира, направленному вовне; во‑вторых, свапна (состояние сновидения), которое соответствует восприятию подсознательного ума; в‑третьих, сушупти (состояние сна без сновидений), соответствующее интуитивному восприятию коллективного бессознательного; и, наконец, турийя (четвертое – чатуртха), которое представляет собой трансцендентальное состояние, которое не поддается словесным определениям.

Таким образом, чатуртха пранаяма – это один из многих методов, вызывающих четвертое состояние сверхсознания. В этом случае название практики можно переводить как «пранаяма четвертого состояния».

Кроме того, помните, что слово пранаяма происходит от двух слов – прана и айяма, где прана – это биоплазменная энергия, а айяма означает распространение в новое измерение (времени и пространства). Следовательно, пранаяма представляет собой метод достижения нового измерения осознания путем манипуляции праной. Утверждают, что чатуртха пранаяма ведет к четвертому измерению.

 

Местоположение чакр

 

Чтобы выполнять полную практику, нужно знать местоположение чакр. Их точное положение было ясно проиллюстрировано в предыдущих уроках.

Для выработки чувствительности к этим активирующим точкам чакр можно использовать стадии 3, 4, и 5 чатуртха пранаямы[12].

 

Произнесение

 

В ходе практики вы должны выполнять манасик джапу (мысленное повторение) мантры ОМ[13]. В этой практике звуки «А» и «У» АУМ сливаются в единый звук «О». Звук «О» следует синхронизировать с вдохом, а звук «М» – с выдохом.

 

Сидячее положение

 

Сидите в любой удобной позе. Если можете, сидите в падмасане, сиддхасане, сиддха йони асане, свастикасане или ваджрасане; в ином случае, используйте сукхасану[14].

 

Техника выполнения

 

Имеется пять стадий. Вам следует выполнять их по очереди в следующем порядке.

Стадия 1: осознание дыхания

Сидите удобно.

Закройте глаза.

Держите спину прямо.

Глубоко вдыхайте и выдыхайте без задержки.

Один цикл равен вдоху и выдоху.

Сделайте столько циклов, сколько позволяет время.

Дыхание должно становиться более глубоким и более незаметным.

Фиксируйте осознание на ритмичном потоке дыхания.

Затем, после по меньшей мере 20 циклов, переходите к стадии 2.

Стадия 2: согласование дыхания с ОМ

Продолжайте глубокое дыхание.

Мысленно синхронизируйте с дыханием мантру ОМ.

Звук «О» должен возникать на вдохе.

Звук «М‑М‑М‑М» должен возникать на выдохе.

Помните, звук является мысленным.

Дышите носом, держа рот закрытым.

Продолжайте в том же духе, с осознанием дыхания и мантры.

Стадия 3: осознание отдельных чакр

Продолжайте стадию 2.

Одновременно фиксируйте свое внимание на любой из чакр, на бхрумадхье (межбровном центре) или на насикагре (кончике носа).

Выберите любой центр. Мы рекомендуем межбровный центр.

Ощущайте, что вы вдыхаете с мысленным звуком «О» в этом центре.

Ощущайте, что вы выдыхаете с мысленным звуком «М‑М‑М‑М» в этом центре.

Продолжайте действовать таким образом, с осознанием дыхания, мантры и психического центра.

Стадия 4: прокалывание чакр

Фиксируйте свое внимание на сахасраре.

С вдохом и звуком «О» ощущайте, что все чакры по очереди прокалываются в следующем порядке, начиная с сахасрары: аджна, вишуддхи, анахата, манипура, свадхистхана, муладхара. Ощущайте, как дыхание и звук «О» движутся вниз по позвоночнику.

Затем, с вдохом и звуком «М‑М‑М‑М» ощущайте, что чакры прокалываются по очереди от муладхары вверх к сахасраре: свадхистхана, манипура, анахата, вишуддхи, аджна, сахасрара. Ощущайте, как дыхание и звук проходят вверх по позвоночнику. На этом заканчивается один цикл.

Выполните еще несколько циклов, в зависимости от имеющегося времени. Затем переходите к заключительной стадии.

Стадия 5: тонкая джапа

Снова выберите любую чакру; для большинства людей лучше всего подходит бхрумадхья (межбровный центр). Продолжайте мысленное повторение ОМ, согласованное с дыханием, но теперь не нужно осознавать дыхание. Осознавайте только мантру и психический центр.

Ощущайте, как «О» и «М‑М‑М‑М» звучат в выбранном центре. Продолжайте действовать таким образом как можно дольше. Это приведет к глубокой интроспекции и расслаблению ума. На этом завершается практика.

 

Продолжительность

 

Уделяйте выполнению каждой стадии примерно одну пятую часть времени вашей практики. То есть если вы занимаетесь двадцать пять минут, то посвящайте каждой стадии пять минут; если вы выполняете часовую программу практики, то уделяйте каждой стадии двенадцать минут.

 

Осознание

 

Остро осознавайте свое дыхание, мантру и психический центр.

 

Благотворное действие

 

Эта практика снимает умственное напряжение и делает восприятие интроспективным, острым и сосредоточенным. Она может вести к дхьяне (медитации). Кроме того, чатуртха пранаяма очень полезна в качестве подготовительной практики для крийя‑йоги, поскольку она развивает чувствительность к чакрам и позвоночному каналу.

 

Тема 5

Йога‑нидра (Часть 4)

 

Большинство благотворных эффектов йога‑нидры невозможно измерить научными приборами. Это особенно справедливо в отношении глубоких изменений, происходящих в уме. Однако различными научными тестами были обнаружены и измерены следующие физиологические изменения, происходящие в организме во время практики йога‑нидры:

Дыхание. Происходит резкое снижение потребностей организма в кислороде. Это следствие замедления обмена веществ. Частота дыхания также снижается – имеет место медленное глубокое дыхание вместо быстрого поверхностного дыхания.

Частота сердечных сокращений. Наблюдается значительное замедление сердцебиения. И систолическое, и диастолическое артериальное давление резко снижается.

Волновая биоэлектрическая активность мозга. Наблюдается измеримое снижение частоты волновой активности мозга, в основном, за счет перехода от бета‑активности к альфа‑активности. Известно, что альфа‑волны связаны с расслаблением, спокойствием и ощущением благополучия. Кроме того, у людей, выполняющих йога‑нидру, время от времени появляется и более низкочастотная тета‑волновая активность. Это говорит о еще более глубоком расслаблении и, возможно, о медитации.[15]

Симпатическая нервная система. Происходит заметное снижение активности симпатической нервной системы. Обычно эта активность бывает связана со стрессом, страхом и чрезмерным возбуждением ума и тела.

Уровень лактата в крови. Научно показано, что концентрация молочной кислоты в крови коррелируют со стрессом. Во время практики йога‑нидры наблюдается разительное и легко измеримое снижение уровня лактата в крови.

Существуют и различные другие физиологические изменения в организме, например изменение кожно‑гальванической реакции (электрического сопротивления кожи). Эти изменения могут происходить в глубоком сне, но для этого требуется несколько часов. Йога‑нидра вызывает более глубокое состояние расслабления, благодаря чему эти благотворные изменения происходят за более короткое время.

В будущем необходимо провести систематическое исследование действия йога‑нидры. Важной областью исследований должно быть воздействие йога‑нидры на эндокринные железы. Кроме того, необходимо сфотографировать человека с помощью метода Кирлиан сначала перед практикой йога‑нидры, затем во время практики и после ее завершения. Это ясно покажет изменения, происходящие в праническом теле, включая расширение ауры. Многие люди по собственному опыту знают, что это происходит, однако научное доказательство было бы очень ценным.

 

Йога‑нидра как метод исцеления

 

Мы считаем, что йога‑нидра представляет собой метод, который следует более широко применять в больницах. Его можно использовать для успокоения пациентов и для ускорения выздоровления от различных заболеваний за счет активации самоисцеляющих функций организма. Например, ее можно применять для лечения различных недугов: астмы, диабета, головной боли, мигрени, заикания, нейрофизиологических расстройств типа неврастении, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонии, ревматизма, рака, гормональных нарушений и связанных с ними болезней, и всех видов половых расстройств.

Возможности почти беспредельны. Йога‑нидра может помогать почти при любых болезнях.

Кроме того, ее можно использовать в следующих случаях:

1. При беременности: для расслабления тела и ума, чтобы сделать роды более легкими и гладкими.

2. При болях: йога‑нидра полезна для снижения чувствительности к боли при несчастных случаях или таких болезнях, как рак.

3. При хирургических операциях: йога‑нидру можно использовать как метод местной анестезии при некоторых хирургических операциях. В частности, в Болгарии этот метод уже успешно применялся при лечении зубов, незначительных разрезах и даже при полостной хирургии.

Причиной различных заболеваний бывают утомление и напряженность. Секрет самоисцеления заключается в эмоциональном и умственном расслаблении. Поэтому йога‑нидра облегчает излечение огромного числа недугов.

 

Гармонизация пранических потоков

 

Классические тексты йоги, например Йога Чудамани Упанишада и Ягьявалкья Самхита, объясняют, что в пранической конституции человека имеется 72 000 нади (биоплазменных проводящих путей). В других текстах говорится, что их даже больше; на самом деле, их точное число не имеет значения. Эти нади играют роль контролирующей среды и основы физического тела. Недавно пранические потоки были сфотографированы с помощью метода Кирлиан, и современная наука постепенно начинает признавать важные функции пранического тела.

Йога‑нидра помогает гармонизировать пранические потоки во всей структуре человека. Это особенно верно в отношении стадии кругового движения осознания через различные физические части тела. Именно ум управляет праной, и простое мысленное осознание той или иной части тела вызывает поток праны в эту область. Круговое движение осознания через различные части тела последовательно вызывает поток праны поочередно в каждую область. Это ведет к пробуждению и гармонизации пранических потоков во всей человеческой структуре. Уже один этот фактор помогает устранять или облегчать болезни и улучшать здоровье. Он повышает жизнеспособность всего организма, поскольку она зависит от плавного течения праны. Практика йога‑нидры имеет глубокие следствия.

Йога‑нидру можно назвать «йогической акупунктурой». Вследствие своего мощного влияния на течения праны в теле она служит хорошей предварительной практикой для обретения контроля над праной (прана видья).

 

Йога‑нидра и психическая болезнь

 

В мире огромное число людей, которых относят к категории «психически больных». Иными словами, они страдают недугами, именуемыми шизофренией, меланхолией, неврозом и т.п. В действительности, все зависит от степени, поскольку все мы психически больны – одни больше, другие меньше. Психическая (умственная) болезнь, указывающая на дисгармонию в уме, сколь бы мала она ни была, исчезает только с началом самореализации.

Причиной умственной болезни служат беспорядок или расстройство в уме, возможно, в форме страхов, конфликтов и т.п. От них можно систематически и постепенно избавляться в ходе практики йога‑нидры. В достаточно глубоких состояниях расслабления человек начинает сталкиваться с видениями, подсознательными воспоминаниями, травмами детства и так далее. Этот процесс можно назвать сознательным сновидением. Вы можете видеть демонов, драконов, призраков, но, главным образом, более странные вещи, чем можно выдумать, и, определенно, слишком странные, чтобы их можно было описать словами. Некоторые из них могут быть приятными, другие – очень неприятными, но все они представляют конфликты вашего ума. Вы должны быть свидетелем. Чувствуйте, что эти видения существуют отдельно от вас. Таким образом они не будут подвергаться повторному подавлению.

Столкновение с этими умственными впечатлениями ведет к нейтрализации их эмоционального содержания. Ум постепенно освобождается от этих эмоционально заряженных подсознательных узлов. Он становится более расслабленным. Умственная болезнь постепенно исчезает, как призрак в ночи.

Йога‑нидру можно использовать и для избавления от психосоматических заболеваний. Некоторое время назад мы столкнулись с интересным случаем. Одна женщина была неспособна шевелить пальцами обеих рук. Она утратила контроль над мышцами и нервами. Так продолжалось без каких‑либо улучшений в течение нескольких лет. Затем она пришла в наш ашрам и стала регулярно заниматься йога‑нидрой. Во время стадии визуализации ее просили представлять себе, что она держит топор и рубит дерево, колет дрова и т.д., то есть выполняет действия, требующие использования рук. Это повторялось в течение многих сеансов практики йога‑нидры. Со временем, она обнаружила, что может физически использовать свои пальцы так же, как зрительно представляла себе это в уме. Избавившись от своего умственного блока, она снова начала жить нормальной, активной жизнью.

Йога‑нидра выявляет все комплексы. Она устраняет все психические узлы. Ее могут использовать психиатры при работе с пациентами, и ее также можно практиковать самостоятельно. Мы рекомендуем использовать йога‑нидру в психиатрических больницах и в психотерапевтической практике по всему миру, поскольку она, несомненно, показала свою полезность в этой области.

 

Йога‑нидра как система обучения

 

Мы считаем йога‑нидру мощным методом повышения эффективности процесса обучения. Она могла бы быть системой обучения будущего. Она не только помогает пробуждать источник знания, скрытый в каждом человеке, но и повышает способность усвоения данных из внешних источников.

Дети проводят большую часть своего времени в школе, подвергаясь воздействию непрерывного потока фактов и цифр, большинство из которых не имеют никакого отношения к их жизни. Понятно, что многие дети невнимательны и усваивают мало из того, что им преподает учитель. Большинству читателей эта ситуация знакома по собственному опыту. В то же время, дети от природы сообразительны и восприимчивы. Это подразумевает, что в неспособности быть внимательными и усваивать информацию виноваты не сами дети, а система образования.

Дети (равно как и взрослые) лучше всего учатся в ситуации творческого участия. Но в современном мире большая часть времени, которую ребенок проводит в школе, посвящена запоминанию фактов и цифр. Если этот механический процесс можно было бы сократить, то оставалось бы больше времени для других вещей, и не исключено, что время обучения в школе можно было бы значительно сократить. Ребенок бы учился большему и был счастливее – да и учитель тоже. Именно здесь пригодится практика йога‑нидры: ее можно использовать для ускорения процесса «зубрежки» и запоминания основных правил и фактов языков, математики, естествознания и так далее. Это бы оставляло больше времени для более творческих занятий.

Многие взрослые жаждут более высокого образования, хотят изучать иностранный язык или, возможно, какой‑то специальный предмет. Вместо того чтобы тратить годы, посвящая бесконечные вечера медленному усвоению фактов и цифр, весь этот процесс можно ускорить с помощью йога‑нидры.

Как происходит этот процесс? Основной метод состоит в том, чтобы 10‑15 минут практиковать йога‑нидру перед началом классных занятий. Учащиеся становятся более расслабленными, внимательными и восприимчивыми. Факты и цифры, которые дает учитель, минуют сознательные блоки в уме и проникают прямо в подсознательный ум. Все данные прочно запечатлеваются в уме и остаются там навсегда.

Этот метод в настоящее время используется, например, в Институте суггестологии в Болгарии, которым руководит доктор Георгий Лозанов. Он называет этот метод «суггестопедией». В нем используется техника йоги под названием шавасана, представляющая собой упрощенную форму йога‑нидры. Доктор Лозанов полагает, что процесс обучения можно ускорить в 50 раз, при лучшем усвоении материала и практическом отсутствии усилий со стороны учащихся. Многочисленные проверки в условиях строгого контроля показали возможность успешного применения этого метода. Например, протоколы Института свидетельствуют о том, что сотни людей усвоили двухгодичный курс иностранного языка за двадцать дней. Другие группы достигли таких же успехов в усвоении основ математики, физики, химии, биологии и т.д. за считанные недели. Метод используют люди из всех слоев общества, в том числе студенты, профессора и домохозяйки.

Предлагаемое ниже описание суггестопедии взято из книги под названием «Психические открытия за железным занавесом», написанной Шейлой Острандер и Линн Шредер.[16]

«В типичной классной комнате в Институте двенадцать человек – студенты, домохозяйки, рабочие, специалисты, старые и молодые – расслабляются в наклонных креслах, напоминающих сиденья самолета. Комната похожа скорее на гостиную, нежели на класс. Освещение приглушено, чтобы усилить успокаивающее действие. Учащиеся слушают музыку – нежную, убаюкивающую музыку. Они выглядят так, будто сидят на концерте и полностью погружены в гармонию звуков.

В действительности, это урок французского языка. На фоне Брамса и Бетховена, голос преподавателя порой кажется деловым, как будто распоряжающимся о выполнении работы, порой мягким и успокаивающим, а затем неожиданно твердым и командным. Ее голос повторяет в особом ритме и с особой интонацией французские слова, выражения и их переводы. Но учащиеся, в действительности, не слушают ее. Им было дано указание не обращать никакого внимания и не думать о том, слышат ли они преподавателя. «Расслабляйтесь». Не думайте ни о чем. Сознательный ум должен быть полностью занят музыкой.

На следующий день удивленные студенты обнаруживают, что несмотря на свою уверенность в том, что они ничему не научились, они помнят и могут легко читать, писать и произносить от 120 до 150 новых слов, усвоенных за двухчасовой урок. Точно так же, самая трудная часть языкового курса – правила грамматики – безболезненно укореняется в уме убаюканных музыкой учащихся. Менее чем за два месяца учащиеся, до этого совершенно не знавшие языка, усваивают от двух до трех тысяч слов и хорошо владеют грамматикой. Проверки год спустя показывают, что они по‑прежнему знают весь материал, который изучили столь невероятно легко».

Это лишь один пример современных исследований методов обучения. Это указание на будущее, и оно близкородственно йога‑нидре.

Йога‑нидра расслабляет ум и позволяет ему впитывать знание, как губка впитывает воду. Процесс обучения не вызывает физической или умственной усталости; в действительности, он не требует усилия и доставляет удовольствие. Если он может увеличить способности к запоминанию в 50 раз, то есть на 5 000%, то его вполне стоит применять в широких масштабах.

Йога‑нидра нуждается в полном изучении применительно к образованию. Нам бы хотелось, чтобы йога‑нидра наряду с другими методами йоги применялась в школе и была включена в ежедневный учебный план. Мы уже знаем несколько передовых учителей, которые проводят с детьми перед началом урока короткий сеанс йога‑нидры продолжительностью около пяти минут. Они обнаружили, что широта внимания, увлеченность и интерес детей действительно значительно улучшаются. Короткий сеанс йога‑нидры вполне оправдан. Йога‑нидра поможет преобразовать «фабрики фактов», каковыми считаются школы и колледжи, в центры творчества. Йога‑нидра и связанные с ней техники могут помочь совершить переворот в обучении во всем мире.

 

Пробуждение потенциальных возможностей человека

 

В предыдущем разделе мы обсуждали возможность использования йога‑нидры для усвоения внешнего знания. Но величайшее хранилище знаний уже существует в сферах вашего собственного ума. Оно просто ожидает своего открытия и использования. Йога‑нидра представляет собой мощный метод пробуждения этого внутреннего потенциала, наследия всякого и каждого человеческого существа.

Настоящее образование означает «извлечение изнутри». Это пробуждение внутреннего потенциала, которое ведет к творчеству и более глубокому знанию. Каждый человек обладает потенциалом гения, но этот потенциал так и не реализуется. Причина состоит в существовании барьера, который скрывает этот потенциал. Этот барьер состоит из умственных блоков, чрезмерного эгоизма и обусловливания. Уберите этот барьер, и все внутреннее знание будет проявляться само собой. Йога‑нидра – один из самых прямых методов, помогающих устранить этот барьер: она приносит самореализацию внутреннего потенциала.

 

Йога‑нидра как медитативная техника

 

Мы все время делали акцент на использовании йога‑нидры в качестве метода расслабления. Мы также говорили о том, что при необходимости, йога‑нидру можно использовать для вызывания сна. Возможно, при этом создалось впечатление, что йога‑нидра представляет собой предварительную технику для начинающих; но в действительности, йога‑нидра при правильной практике может непосредственно вести к медитации. По существу, йога‑нидра – это мощная медитативная техника.

Все медитативные техники предназначены для вызывания состояния пратьяхары (отключения чувств) в качестве предпосылки к дхаране (сосредоточению). Йога‑нидра делает это очень последовательно; в действительности, ее, вероятно, следует считать самой последовательной из всех медитативных техник. Прежде всего, она выводит из «действия» все кармендрии (органы действия). Затем из действия выводятся почти все жнянендрии (органы чувственного познания), то есть отключаются зрение, вкус и т.д., оставляя только слух и осязание. Стимуляция мозга резко сокращается. Область восприятия и осознания сужается; ум становится очень сосредоточенным, и это ведет к дхаране.

На стадии дхараны следует сосредоточиваться на психическом символе. Это можно делать на подходящей стадии йога‑нидры. По мере углубления сосредоточения дхарана преобразуется в дхьяну (медитацию). Человек обращается к более глубоким пластам своего существа, достигая областей за пределами конфликтующих мыслей подсознательного ума. Он устанавливает контакт с центром сверхсознания, интуиции, блаженства и трансцендентального опыта.

Преимущество йога‑нидры перед другими медитативными техниками заключается в том, что она не требует от практикующего сидеть в трудной позе, вроде падмасаны. В течение всей практики человек просто лежит на спине. Недостаток состоит в том, что эта удобная поза легко может вести ко сну. В йога‑нидре человек не борется с умом, а последовательно успокаивает его. Внимание не фиксируется на одной точке, как во многих видах медитативных техник. Вместо этого человека просят переносить внимание с одного места в теле на другое. На определенном этапе ум автоматически сосредоточится на одной точке.

В йога‑нидре есть две главные стадии:

1. Глубокое расслабление в физическом, эмоциональном и умственном плане; это соответствует состояниям пратьяхары и дхараны.

2. Спонтанная медитация; это дхьяна.

Вы можете использовать йога‑нидру для какой угодно цели, будь то расслабление, сон или избавление от личностных проблем. Но помните: высочайшая цель йога‑нидры – приносить радость медитации.

 

Благотворное действие

 

Нет нужды много говорить о благотворном действии йога‑нидры, поскольку оно уже обсуждалось в этой теме и в трех предыдущих уроках[17]. Но для справки, мы можем резюмировать блага йога‑нидры следующим образом:

1. Расслабление всей психофизиологической системы.

2. Восстановление сил ума и тела.

3. Устранение и предотвращение психосоматических заболеваний, в частности, гипертонии, диабета, астмы, ревматизма, неврастении, аллергий и так далее.

4. Снижение потребности во сне.

5. Снотворное действие в случаях бессонницы.

6. Углубление восприятия ума.

7. Устранение психологических блоков, страхов, фобий, конфликтов, комплексов и т.п.

8. Повышение эффективности процесса обучения.

Йога‑нидра:

9. Приносит в жизнь человека радость, благополучие, самоосуществление и удовлетворение.

10. Пробуждает врожденный внутренний разум.

11. Приносит непоколебимую уверенность в себе.

12. Вызывает медитацию.

Мы, вероятно, могли бы перечислить еще полсотни полезных свойств, однако сказанного достаточно, чтобы показать, какую огромную пользу вы можете получить от регулярной практики йога‑нидры.

 

Йога‑нидра и крийя‑йога

 

Йога‑нидра очень полезна в качестве подготовки к крийя‑йоге. Важную часть крийя‑йоги составляет восприятие различных чакр и центров кшетрам в человеческой структуре. Необходимо пробуждать чувствительность к конкретным частям тела. Это можно делать с помощью метода, который мы вскоре опишем – техники 6. Мы рекомендуем ее в качестве помощи в практике крийя‑йоги.

 

Разновидности йога‑нидры

 

Существуют сотни различных видов йога‑нидры. Почти не существует пределов разнообразия, которые учитель может вносить в свои уроки. Одни виды могут даваться для устранения болезней, другие для избавления от тупости. Некоторые даже могут преподаваться специально для вызывания глубокого сна; примером служит техника 5, которую мы описали в третьей части. Учителю следует выбирать практику в соответствии со своей интуицией и благоразумием.

Наибольший простор для разнообразия дает стадия визуализации. Вот несколько примеров:

Истории могут охватывать огромное количество различных сцен; единственным ограничением является сила вашего воображения. Вы можете описывать истории, происходящие в джунглях, горах, отдаленных странах; можно использовать даже сказочные истории и описания межпланетных путешествий – всё, что вам позволяет воображение.

Объекты для визуализации также бесконечны. Вы можете использовать любой объект, но старайтесь выбирать их, руководствуясь интуицией.

Ауру тоже полезно визуализировать. Цель состоит в том, чтобы зрительно представлять себе праническое тело и, возможно, золотой шнур, выходящий из пупка. Это более трудная практика, которую следует выполнять только продвинутым практикующим. Ее можно сочетать с практикой прана видьи (познания праны).

Путешествие во времени – прекрасная практика, в ходе которой человек старается прослеживать свою жизнь в обратном порядке. Вы должны шаг за шагом двигаться в прошлое, осознавая возникающие при этом чувства и переживания. Путешествовать во времени можно проходя через события этого же дня, затем назад к прошлому году, своему детству, рождению и, возможно, даже дальше. Практика требует глубокого расслабления и опытного учителя. Это хороший метод избавления от травм детства и высвобождения подавленных переживаний.

Музыка тоже может быть частью практики йога‑нидры, особенно в сочетании с круговым движением осознания через чакры. Этой практике нельзя научиться по книге. Это очень мощный метод. Если он вас интересует, то мы рекомендуем вам обратиться к учителю, который любит музыку.

Существует еще очень много своеобразных видов йога‑нидры. В трех прошлых уроках и в этом уроке мы описали шесть разных техник. Они охватывают широкий диапазон возможностей, которые послужат вам ориентирами при планировании вашей собственной практики. Однако лучше всего обратиться копытному учителю за непосредственным личным руководством.

 

Практика

Узелки на память

 

Занимаясь йога‑нидрой, помните следующее:

1. Расслабляйтесь, но не спите.

2. Осознавайте; не сосредоточивайтесь.

3. Сохраняйте позицию свидетеля – не теряйтесь в мечтаниях ума.

4. Сохраняйте осознание звука голоса учителя; не теряйте с ним контакта.

5. Не двигайтесь.

6. На протяжении всей практики держите глаза закрытыми.

7. Не пытайтесь интеллектуализировать или понимать процесс йога‑нидры. Просто следуйте ему и выполняйте практику.

 

Техника 6

 

Описанная ниже практика состоит из десяти стадий:

1. подготовка;

2. погружение тела;

3. осознание ритмичного дыхания;

4. санкальпа;

5. визуализация – осознание тела;

6. психические центры – круговое движение осознания;

7. психические центры – визуализация;

8. осознание межбровного центра;

9. санкальпа;

10. завершение.

Стадия 1: подготовка

Лягте на одеяло лицом вверх.

Расстегните или распустите всю свою одежду, чтобы чувствовать себя совершенно удобно.

При необходимости, укройтесь одеялом, чтобы сохранять тепло, либо простыней для защиты от возможных насекомых.

Держите ноги и ступни слегка врозь.

Положите руки рядом с телом, ладонями вверх.

Подстройте свое положение, чтобы вам было совершенно удобно.

Твердо скажите себе, что вы не будете двигаться на протяжении всей практики.

Дайте себе решительный зарок не спать (если только вы не занимаетесь специально для того, чтобы уснуть).

Затем переходите к следующей стадии.

Стадия 2: погружение тела

Смотрите в пространство перед своими закрытыми глазами.

Представляйте себе, что это пространство окружает все ваше тело.

Представляйте себе, что ваше тело погружено в это пространство.

Одновременно осознавайте свое тело...

Оно ощущается совсем легким...

легким как листок...

падающий с дерева.

Представляйте себе, что ваше тело медленно погружается в пространство, которое вы видите перед своими закрытыми глазами...

подобно падающему листку.

Ваше тело погружается... погружается... погружается.

Ваше тело медленно погружается в глубины.

Осознавайте это ощущение.

Продолжайте это делать в течение нескольких минут.

Затем переходите к стадии 3.

Стадия 3: осознание ритмичного дыхания

Осознайте свое дыхание... в пупке.

Делая вдох, мысленно считайте – один.

Делая выдох, мысленно считайте – два.

Вдыхая, представляйте себе, что вы втягиваете воздух через пупок.

Выдыхая, представляйте себе, что вы выталкиваете воздух из пупка.

Это ритмичный процесс.

Вы должны осознавать движение дыхания вверх и вниз, а также мысленный счет.

Считайте до двадцати.

Затем осознавайте область груди.

При вдохе представляйте себе, что ваше дыхание втягивается вниз и в центр вашей грудной клетки.

Мысленно считайте – один.

При выдохе представляйте себе, что ваше дыхание выталкивается вверх и наружу из центра вашей грудной клетки.

Мысленно считайте – два.

Осознавайте и поток дыхания, и мысленный счет.

Если вы собьетесь, снова начинайте считать с единицы.

Считайте до 20.

Затем начните осознавать процесс дыхания в носу.

Вдыхая, ощущайте, как дыхание втягивается внутрь через ноздри.

Мысленно считайте – один.

Выдыхая, ощущайте, как дыхание выходит из ноздрей.

Мысленно считайте – два.

Одновременно осознавайте счет и дыхание.

Сосчитайте до 20.

Затем переходите к стадии 4.

Стадия 4: санкальпа

Снова и снова повторяйте свою санкальпу.

Помните: это должна быть короткая фраза.

Не меняйте ее.

Произносите ее с чувством, чтобы она шла от сердца, а не из уст.

Повторите свою санкальпу как минимум три раза.

Затем переходите к стадии 5.

Стадия 5: визуализация – осознание тела

Постарайтесь зрительно представить себе свое тело.

Представляйте себе, что вы смотрите на него снаружи.

Ощущайте, что ваше восприятие находится снаружи и что ваше тело является объектом изучения.

Возможно, вам окажется трудно визуализировать... не расстраивайтесь, только старайтесь изо всех сил.

При желании, вы можете воображать, что над вами висит большое зеркало...

и что в нем отражается ваше тело.

Смотрите на свое отражение.

Увидьте все свое тело – ступни, колени, бедра, свой живот, свою грудь, обе руки, кисти рук, нос, глаза, межбровный центр, все свое лицо и все свое тело.

Видьте все свое тело, отражающееся в зеркале.

Перемещайте свое осознание через эти различные части тела.

Сочетайте движение осознания с визуализацией соответствующей части или конечности.

Продолжайте действовать таким образом несколько минут.

Стадия 6: психические центры – круговое движение осознания

Теперь вы должны развивать осознание положения главных чакр.

Вы должны обнаруживать психические центры в своем теле.

Начинайте снизу и двигайтесь вверх.

Сначала идет муладхара, которая находится у мужчин в промежности между анусом и гениталиями, а у женщин в районе шейки матки[18].

Старайтесь чувствовать ощущения в муладхаре.

Вторая чакра – свадхистхана [19].

Она располагается у основания позвоночника в копчике.

Осознавайте ощущения в этом месте.

Третья чакра – манипура [20].

Она находится в позвоночнике на уровне пупка.

Ощущайте эту точку.

Затем осознавайте анахата чакру, располагающуюся в позвоночнике прямо позади центра груди[21].

Ощущайте эту точку.

Теперь осознавайте вишуддхи чакру, пятую чакру[22].

Она расположена в позвоночнике прямо позади адамова яблока (кадыка) в горле.

Чувствуйте ощущения, возникающие в этой точке.

Шестая чакра – это аджна [23].

Она находится на самой верхушке позвоночника, в области шишковидной железы.

Фиксируйте свое осознание на этой области.

Теперь осознавайте бинду на верхней задней части (затылке) головы[24].

Это то самое место, где многие индуисты носят небольшой пучок волос[25]

Ощущайте эту точку.

Наконец, осознавайте сахасрару, расположенную на макушке головы[26].

Теперь повторите тот же процесс, но в обратном направлении; то есть по очереди проходите через сахасрару, бинду, аджну, вишуддхи, анахату, манипуру, свадхистхану и муладхару.

Это один полный цикл кругового движения через чакры.

Начинайте второй цикл: муладхара... свадхистхана... манипура... анахата... вишуддхи... аджна... бинду... сахасрара... бинду... аджна... вишуддхи... анахата... манипура... свадхистхана... и, наконец, муладхара.

Это окончание второго цикла.

Начинайте третий цикл, на этот раз немного быстрее.

Фиксируя свое внимание на каждом центре, старайтесь ощутить легкую вибрацию в этой точке... едва заметную пульсацию.

При желании, находя по очереди каждую точку, можно мысленно произносить АУМ.

Сделайте столько циклов, сколько позволяет время; как минимум 5, если можно, больше.

Затем переходите к следующей стадии.

Стадия 7: визуализация психических центров

Теперь вы должны стараться зрительно представлять себе символы каждой чакры; это нелегко, но попробуйте.

Если хотите, можете использовать собственную систему символов либо символы, которые мы описывали ранее (2‑9).

Начнем практику.

При назывании каждой чакры старайтесь ощущать, что на эту точку слегка нажимает чей‑то большой палец, и старайтесь визуализировать символ.

Психический символ муладхары – это красный четырехлепестковый лотос[27].

Внутри находится серый лингам, вокруг которого три с половиной раза обвилась змея с головой, обращенной вверх.

Старайтесь как можно лучше зрительно представлять себе этот символ и связывать его с положением чакры в теле.

Затем переходите к свадхистхана чакре [28].

Ее символизирует алый лотос с шестью лепестками, внутри которого изображена звездная ночь над морем; в небе светит месяц.

Старайтесь визуализировать этот символ.

Старайтесь ощущать, как будто в этом центре растет лотос.

Затем переходите к манипура чакре [29].

Ее символизирует желтый лотос с десятью лепестками; в его середине находится сияющее солнце.

Старайтесь визуализировать этот символ, представляя себе, что лотос действительно вырастает из манипура чакры.

Переходите к анахата чакре, которую представляет синий лотос с двенадцатью лепестками, в середине которого находится яркое пламя[30].

Старайтесь зрительно представлять себе символ, ощущая точное положение этой области в теле.

Двигайтесь дальше к вишуддхи чакре, символизируемой фиолетовым лотосом с шестнадцатью лепестками, в середине которого находится чисто‑белая капля нектара[31].

Визуализируйте эту картину в месте нахождения вишуддхи чакры.

Затем переходите к аджна чакре; ей соответствует двухлепестковый серебряный лотос; на одном лепестке изображена полная луна, а на другом – сияющее солнце; в середине находятся черный лингам и символ АУМ[32].

Постарайтесь создать мысленный образ этого центра.

Затем переходите к точке бинду, которую символизирует белая капля нектара[33].

Зрительно представляйте себе этот символ на затылке.

Затем переходите к сахасраре, источнику всех чакр[34].

Ее представляет лотос с бесконечным числом лепестков всех цветов; в середине находится белый лингам.

Визуализируйте этот символ на макушке головы.

Затем снова визуализируйте символы в обратном порядке: сахасрара... бинду... аджна... вишуддхи... анахата... манипура... свадхистхана... и муладхара.

Это окончание одного цикла.

Тратьте несколько секунд, стараясь зрительно представить себе каждый центр.

Сделайте еще несколько циклов, в зависимости от имеющегося времени.

Затем переходите к следующей стадии.

Стадия 8: осознание межбровного центра

Зафиксируйте свое внимание на межбровном центре.

Ощущайте пульсацию крови в этой точке.

Это ритмичное биение, которое продолжается непрерывно.

Осознавайте его.

Синхронизируйте с пульсацией крови мантру АУМ. Звук АУМ является мысленным.

Пульс и АУМ вибрируют, подобно тиканью часов.

Осознавайте этот процесс в межбровном центре.

Продолжайте это делать несколько минут.

Затем представьте себе, что АУМ и биение пульса распространяются во всех направлениях.

Ваш лоб – это центр, из которого АУМ исходит наружу во всех направлениях.

Ощущайте, что АУМ окутывает ваше существо и всю вселенную.

Все сущее погружено в АУМ.

Ощущайте, что ваше существо тоже расширяется с распространением АУМ.

Представьте себе, что вся вселенная заключена в вашем собственном существе.

Продолжайте это делать с чувством в течение одной или двух минут.

Затем спросите себя: «Кто я? Какова моя подлинная природа?»

Спрашивайте себя искренне и прямо; вы должны действительно хотеть знать ответ, но не верьте ничему без личного опыта.

Размышляйте над вопросом примерно минуту.

Затем переходите к стадии 9.

Стадия 9: санкальпа

Снова и снова повторяйте свою санкальпу в течение минуты.

Затем завершайте практику.

Стадия 10: окончание

Начните осознавать свое дыхание... и все свое тело.

Осознайте внешние восприятия.

Ощутите, что вы лежите на полу; ощутите места физического соприкосновения с ним. Услышьте внешние звуки.

Медленно пошевелитесь.

Разомните свои мышцы.

Хари Аум Тат Сат

Это окончание йога‑нидры.

 

Программа ежедневных занятий

 

Любую из программ, предлагавшихся в этих 36 уроках, можно взять за основу вашей регулярной практики йоги. Все они самодостаточны. Те, что содержатся в первых 24 уроках, идеально подходят для подготовки вашего ума‑тела к практике крийя‑йоги.

Многие из вас еще не начали заниматься крийя‑йогой. Не торопитесь. Подождите, пока не почувствуете, что готовы и умственно, и физически. Начинайте крийя‑йогу, когда ощутите сильное внутреннее побуждение. Не начинайте заниматься ею, если у вас не хватает времени или если обстоятельства для этого не подходят. Здесь вы должны полагаться на собственное благоразумие; возможно, лучше будет проконсультироваться у опытного учителя или в ашраме. Тем временем, старайтесь находить время для практики других форм йоги, в том числе асан, пранаямы и медитативных техник.

Когда вы решите начать практику крийя‑йоги, не пытайтесь делать все крийи в первый же день. Постепенно наращивайте последовательность, как мы делали на протяжении 12 уроков. Мы рекомендуем вам тратить по меньшей мере две недели, поочередно осваивая каждую крийю. То есть в первые две недели осваивайте випарита карани мудру; затем потратьте следующие две недели на овладение чакра анусанханой, выполняя эти крийи друг за другом в правильной последовательности. Постепенно таким же образом осваивайте другие крийи, пока не построите последовательность, соответствующую имеющемуся у вас времени. И изучать, и ежедневно практиковать крийи следует постепенно и упорядоченно.

В йоге желательно непосредственное обучение ученика у учителя; это относится и к крийя‑йоге. Хороший учитель может устранять ошибки в практике до того, как они станут укоренившимися привычками; более того, хороший учитель способен прочно внедрить механику практик в подсознательный ум ученика. Тогда практики крийя‑йоги станут спонтанными и не требующими усилий. Практикующий будет в меньшей степени чувствовать себя что‑то делающим... вместо этого крийи будут происходить через него. Тогда они будут приносить чудесные результаты.

Крийи станут философским камнем, который превратит базовый металл (ваше теперешнее состояние осознания) в золото (духовное осознание). Но хотя учеба под личным руководством учителя полезна, она не является обязательной.

 

Программа 1: продолжительность 3 часа – полная практика крийя‑йоги

 

Практикуйте все крийи с первой по двадцатую в последовательности, которая дана в Теме 2 этого урока.

 

Программа 2: сокращенная практика крийя‑йоги

 

Делайте столько практик, сколько позволит время, выполняя их в правильной последовательности.

 

Программа 3: продолжительность 60 минут, для общеоздоровительных целей

dm117

Программа 4: продолжительность 30 минут, для общеоздоровительных целей

dm118

...и, наконец, помните этот девиз:

Усердная практика ведет к успеху.

Хари Аум Тат Сат


[1] Карма йога: книга I, урок 12, тема 1; книга II, урок 13, тема 1.

Бхакти йога: книга II, урок 15, тема 1; книга II, урок 16, тема 1; книга II, урок 17, тема 1; книга II, урок 18, тема 1.

Джняна йога: книга III, урок 28, тема 1.

[2] Книга III, урок 35, тема 1.

[3] Книга I, урок 6, тема 5.

[4] Книга III, урок 25, тема 2; книга III, урок 26, тема 2.

[5] Книга III, урок 33, тема 1.

[6] Книга III, урок 32, тема 3.

[7] Книга I, урок 4, тема 2.

[8] Книга II, урок 20, тема 4.

[9] Книга I, урок 10, тема 4.

[10] На рисунке она, судя по всему, показана в зеркальном отражении, (пер.).

[11] Книга I, урок 10, тема 4.

[12] Смотрите перечень практик в конце книги.

[13] Книга II, урок 14, тема 5.

[14] Книга I, урок 2, тема 5. книга I, урок 7, тема 2.

[15] В нейрофизиологии преобладание альфа‑активности связывают с состоянием спокойною бодрствования (с закрытыми глазами). Быстрая бета‑активность свидетельствует об интенсивной умственной деятельности. Для сна со сновидениями характерно преобладание тета‑активности наряду с небольшим количеством дельта‑волн, которые начинают преобладать в состоянии глубокого сна без сновидений. Помимо спектрального состава волновой биоэлектрической активности мозга, очень важна их синхронизация в отведениях от разных зон правою и левого полушарий мозга – в частности, показано, что состояние так называемой «трансцендентальной медитации» (ТМ) характеризуется глубокой синхронизацией волновой активности во всех отведениях (пер.).

[16] Это издание бульварного толка, содержащее множество неподтвержденных фактов и откровенного вымысла (особенно из области парапсихологии). Что же касается метода суггестопедии, то он действительно кое‑где применяется, хотя и не так успешно, как описывают авторы. В частности, в Москве есть группы, использующие различные варианты этого метода для изучения иностранного языка (метод Илоны Давыдовой, метод «25‑го кадра» и т.п.). (пер.).

[17] Йога‑нидра: часть 1 – книга III, урок 33, тема 5; часть 2 – книга III, урок 34, тема 4; часть 3 – книга III, урок 35, тема 4.

[18] Книга II, урок 19, тема 2.

[19] Книга II, урок 20, тема 3.

[20] Книга II, урок 21, тема 3.

[21] Книга II, урок 22, тема 2.

[22] Книга II, урок 23, тема 3.

[23] Книга II, урок 24, тема 2.

[24] Книга III, урок 25, тема 5.

[25] Это место легко нащупать пальцем, поскольку там имеется небольшое углубление в костях черепа, (пер.).

[26] Книга III, урок 26, тема 1.

[27] Книга II, урок 19, тема 2.

[28] Книга II, урок 20, тема 3.

[29] Книга II, урок 21, тема 3.

[30] Книга II, урок 22, тема 2.

[31] Книга II, урок 23, тема 3.

[32] Книга II, урок 24, тема 2.

[33] Книга III, урок 25, тема 5.

[34] Книга III, урок 26, тема 1.

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?