Вступайте в наши группы в соцсетях:

Ошо - Психология эзотерического

 

Глава 1. Внутренняя революция

Возможно ли, что на своем эволюционном пути в какой-то момент в будущем все человечество может достичь просветления? В какой точке эволюции находится человек сегодня?

Естественный, автоматический процесс эволюции завершается на человеке. Человек это конечный продукт бессознательной эволюции. С человека начинается осознанная эволюция. Во внимание нужно принять многое.

Во-первых, неосознанная эволюция - это явление механическое и естественное. Она происходит сама по себе. Из этого типа эволюции возникает сознание. Но как только возникает сознание, останавливается неосознанная эволюция, поскольку ее миссия выполнена. Неосознанная эволюция нужна только до момента появления сознания. У человека появляется сознание. Некоторым образом он превзошел природу. Теперь природа бессильна: уже появился конечный продукт естественной эволюции. Теперь человек сам волен решать эволюционировать дальше или нет.

Во-вторых, неосознанная эволюция - явление коллективное, но как только она становится осознанной, она превращается в явление индивидуальное. Никакой коллективной автоматической эволюции нет после возникновения человечества. С этого момента она становится процессом индивидуальным. Сознание порождает индивидуальность. До возникновения сознания не существует индивидуальности. Есть виды, но не индивидуальность. Пока эволюция все еще является неосознанной, это автоматический процесс; в нем нет ничего неопределенного. Все происходит согласно закону причины и следствия. Существование механистично и определенно. Но с появлением человека и сознания в жизнь проникает неопределенность. Теперь уже ничто не является определенным. Эволюция может происходить, а может и не происходить. Существует потенциальная возможность, но выбор лежит в руках каждого отдельного индивидуума. Вот почему беспокойство является человеческим качеством. Ниже человека нет беспокойства, потому что нет выбора. Все идет своим чередом. Нет выбора, следовательно, нет и того, кто выбирает. И отсутствие выбирающего исключает беспокойство. Кому беспокоиться? Кому напрягаться?

За возможностью выбора тенью следует беспокойство. Все теперь нужно выбирать, все становится осознанным усилием. И отвечаете за это только вы. Если вы терпите неудачу, вы за это отвечаете, и если преуспеваете, то вы тоже за это отвечаете. И каждый выбор в определенном смысле окончателен. Вы не можете ни переделать его, ни забыть его, ни возвратиться назад. Ваш выбор становится вашей судьбой. Он остается с вами как ваша неотъемлемая часть, вы не можете отрицать его. Но ваш выбор -это всегда игра, он делается вслепую, потому что ничего не ясно.

Вот почему человек страдает от беспокойства до самых корней и в первую очередь его терзают вопросы: быть или не быть? делать или не делать? делать одно или другое? "Не выбирать" невозможно. Если вы не выбираете, то вы делаете выбор в пользу отказа от выбора: но это тоже выбор. Вас все время вынуждают выбирать; вы не свободны от выбора. Отказ от выбора имеет такие же последствия, как и любой другой выбор.

Это сознание является достоинством, красотой и величием человека, но также и бременем. Величие и бремя появляются одновременно с появлением сознания. Каждый шаг становится движением между двумя противоположностями. С человеком в мир приходят выбор и осознанная индивидуальность. Вы можете развиваться, но ваша эволюция будет индивидуальным усилием. Вы можете эволюционировать в Будду, а можете этого и не делать. Выбираете вы сами.

Итак, есть два типа эволюции: коллективная и индивидуальная, осознанная. "Эволюция" предполагает неосознанное коллективное движение, поэтому, говоря о  человеке, правильнее употреблять слово "революция". С  появлением человека становится возможной революция.  Я использую здесь слово "революция" для обозначения  осознанного индивидуального усилия в сторону эволюции. Она поднимает индивидуальную ответственность на вершину. Только вы ответственны за свою эволюцию. Обычно  человек  стремится убежать от ответственности за свою эволюцию, от ответственности свободы выбора. Свободы очень  боятся. Раб не несет ответственности за свою жизнь; за это  отвечает кто-то другой. Поэтому рабство, по-своему, очень  удобно. Нет этого бремени. В этом смысле рабство является свободой: свободой от осознанного выбора.

Как только вы получаете полную свободу, вам приходится делать свой собственный выбор. Вас никто ничего не заставляет делать, перед вами открыто множество возможностей. И тут начинается борьба с умом. Поэтому все боятся свободы.

Привлекательность таких идеологий, как фадаизм и коммунизм, частично объясняется тем, что они дают возможность избежать индивидуальной свободы и снять с себя всякую личную ответственность. С индивидуума снимается бремя ответственности; ответственность начинает нести общество. Когда что-нибудь плохо, можно всегда показать пальцем на государство, на организацию. Человек  становится частью коллективной структуры. Но отрицая индивидуальную свободу, фашизм и коммунизм также отрицают возможность человеческой эволюции. Это падение назад по сравнению с великими возможностями, которые предлагает революция - тотальная трансформация человеческого существа. Когда это случается, вы разрушаете возможность достижения высшего, вы отбрасываетесь назад, вы вновь становитесь подобны животным.

Для меня дальнейшая эволюция возможна лишь с индивидуальной ответственностью. Лишь вы одни ответственны. Эта ответственность есть великое блаженство. С  этой индивидуальной ответственностью приходит борьба, которая в конечном итоге ведет к не выбирающему сознанию.

Старый тип бессознательной эволюции для нас кончился. В него можно попасть обратно, но в нем нельзя оставаться. Ваше существование восстанет. Человек  стал сознательным; он должен оставаться сознательным, и нет другого пути.

Философы, подобные Ауробиндо, очень подходят эскапистам. Они говорят, что коллективная эволюция возможна. Божественная воля снизойдет и каждый станет просветленным. Но по мне это невозможно. И даже если  это кажется возможным - это не стоит того. Если вы стали просветленным без вашего индивидуального усилия, такое просветление не нужно. Оно не даст вам экстаза, который венчает усилия. Это будет восприниматься как должное - как ваши глаза, руки, дыхание. Это великое блаженство, но никто их не ценит и не уважает на самом деле.

Однажды утром вы проснетесь просветленным, как обещает Ауробиндо. Но вы этого не оцените. Вы получите многое, но поскольку это пришло к вам без усилий, без труда,  все значение и смысл этого события будут потеряны. Необходимо осознанное усилие. Достижение не так важно, как само усилие. Усилие придает ему смысл, борьба придает ему значение.

Как я это понимаю, просветление, которое приходит коллективно, бессознательно, не только невозможно, но также и бессмысленно. Вы должны бороться за просветление. Через борьбу вы создаете возможность увидеть и почувствовать блаженство, которое приходит.

Бессознательная эволюция заканчивается на человеке и начинается осознанная эволюция - революция. Но осознанная эволюция не обязательно происходит с каждым. Она начинается, лишь если вы выбираете, чтобы она начиналась. Если вы не выбираете ее, как не выбирает большинство людей, вы будете в очень напряженной ситуации. Таково современное человечество: некуда идти, нечего достигать. Сейчас ничего нельзя достичь без осознанного усилия. Нельзя возвратиться к неосознанному состоянию. Дверь закрылась; мост разрушен.

Осознанный выбор эволюционировать - это великое приключение, единственное достойное человека. Путь труден, иначе и быть не может. Неизбежны ошибки и неудачи, потому что все так неопределенно. Эта ситуация порождает напряжение ума. Вы не знаете, где находитесь, не представляете, куда идете. Теряется ваша личность. Эта ситуация может достичь такой точки, когда вы подойдете к  самоубийству.

Самоубийство - это явление чисто человеческое; оно появляется с выбором. Животные не совершают самоубийств, потому что выбрать смерть осознанно для них невозможно.  Рождение  бессознательно,  смерть бессознательна. Но для человека невежественного, неразвитого есть лишь одна возможность - возможность выбора смерти.

Ваше рождение не зависит от вас. Что касается вашего рождения, вы находитесь в руках неосознанной эволюции. Ваше рождение по своей природе явление не человеческое, а животное, потому что оно не зависит от вас. Только с выбором начинается человек. Но вы можете выбрать свою смерть - это явное действие. Так самоубийство становится определенно человеческим актом. И если вы не делаете выбор в пользу осознанной эволюции, то велика вероятность выбора самоубийства. У вас может не хватить смелости активно лишить себя жизни, но вы пройдете через медленный, растянутый процесс самоубийства - влача жалкое существование в ожидании смерти.

Нельзя ни на кого возложить ответственность за свою эволюцию. Принятие этой ситуации дает вам силу. Вы становитесь на свой путь развития, эволюции.

Мы создаем богов, мы ищем убежища у гуру, чтобы не отвечать самим за свою жизнь, за свою эволюцию, мы стараемся переложить ответственность на кого-нибудь другого, подальше от себя. Если мы не способны признать какого-нибудь бога или гуру, то мы пытаемся убежать от ответственности с помощью различных наркотиков и всего, что делает нас бессознательными. Но эти попытки избежать ответственности абсурдны и незрелы, чистое ребячество. Они только откладывают проблему, но не разрешают ее. Можно откладывать ее до самой своей смерти, но проблема остается, и в вашем новом рождении все повторится снова.

Когда вы поймете, что ответственны только вы, становится невозможным побег в бессознательное. И глупо будет пытаться убежать. Потому что ответственность - прекрасная возможность для эволюции. Из создавшейся борьбы может возникнуть что-то новое. Осознать - это понять, что все зависит от тебя. Даже ваш Бог, потому что он создан вашим воображением. В конечном счете, все является частью вас, и вы отвечаете за это. Некому выслушивать ваши оправдания, арбитража нет, вся ответственность лежит только на вас! Вы совершенно одиноки, это нужно понять. Как только человек начинает осознавать, он становится одиноким. И чем выше сознание, тем глубже осознание одиночества. Потому не убегайте от этого факта в общество друзей, ассоциации и толпы. Не бегите от него! Это величайшее явление - весь процесс эволюции стремился к этому.

Сознание подошло к моменту, где вы понимаете, что вы одиноки. И только в одиночестве можно достичь просветления. Я не говорю "покинутость". Чувство покинутости появляется тогда, когда вы бежите от одиночества, когда вы не готовы принять его. Если вы не принимаете факта одиночества, тогда вы чувствуете себя покинутым. Тогда вы ищите какую-то толпу или иные способы опьянения, чтобы забыться. Покинутость создает свои волшебные способы забвения.

Если вы в состоянии быть одиноким, полностью одиноким, хотя бы на один миг, тогда эго умрет; умрет "я". Вы взрываетесь, вас уже не будет. Эго не может пребывать в  одиночестве. Оно существует только в отношении с другими. Когда же вы одиноки, случается чудо. Это ослабевает. Ему трудно существовать дальше. И если у вас достаточно мужества, чтобы оставаться одиноким, то постепенно вы становитесь человеком без-эго.

Пребывать в одиночестве - это очень осознанный и преднамеренный акт, более преднамеренный, чем самоубийство, потому что это не может жить в одиночестве, но утверждается в самоубийстве. К самоубийству более склонны эгоисты. Самоубийство - это всегда соотнесение с кем- то другим; оно никогда не бывает актом одиночества. В  самоубийстве эго не страдает, наоборот, оно самоутверждается. И в навое рождение оно вступит еще более укрепленным.

Через одиночество же эго разбивается. Ему не с кем общаться, поэтому оно не может существовать. И если вы готовы быть одиноким, твердым и решительным в своем одиночестве, не убегать, не возвращаться, а принимать факт одиночества таким, как он есть, то это становится величайшей возможностью. Тогда вы подобны семени, в которой многое заложено. Но не забывайте: чтобы выросло растение, семя должно разрушиться. Эго - это семя, потенциальная возможность. Если оно разрушается, рождается божественное. Это божественное не является ни "мной", ни "Тобой", оно едино. Через одиночество вы приходите к единому. Можно создавать ложные заменители этого единого. Индусы стали едиными, христиане и мусульмане тоже образовали единство. Китай един, Индия едина. Но это заменители единства. Единство приходит только через полное одиночество.

Толпа называет себя единством, но такое объединение всегда противопоставляется чему-то другому. Пока толпа с вами, вам уютно. Вы уже ни за что не отвечаете. Сами бы вы не подожгли Мечеть, не разрушили бы храм, но будучи частью толпы, вы делаете это, потому что вы уже лично ни за что не отвечаете. Ответственны все, значит никто в частности. Отсутствует индивидуальное сознание, остается только групповое. В толпе Вы опускаетесь до состоянии животного.

Толпа - это ложный заменитель чувства единства. Тот, кто понимает эту ситуацию, осознает свою ответственность как человеческое существо, видит, как трудна и напряженна задача, стоящая перед человеком, никогда не обратится к ложным заменителям. Такой человек живет с фактами как они есть; он не создает выдумок. Ваши религии и политические идеологии это всего лишь фикции, создающие иллюзорную видимость единства.

Единство приходит только с исчезновением эго, а эго может умереть, только когда вы абсолютно одиноки. Когда вы полностью одиноки, вас нет. Это и есть момент взрыва. Вы взрываетесь в вечность. Это и только это является эволюцией. Я называю это революцией, потому что это не бессознательный процесс. Вы можете отказаться от эго, а можете и не делать этого. Это уже ваше личное дело. Быть одиноким - это единственная настоящая революция, необходимо много мужества.

Только Будда одинок, одиноки только Христос или Махавира. Это не значит, что они обязательно оставили мир и свои семьи. Так кажется, но это не так. Не было отрицательного покидания чего-то. Сам акт был позитивным: это было движение в сторону одиночества. Они ничего не бросали, они искали полного одиночества. Все поиски направлены на тот момент взрыва, когда вы одни. В этом одиночестве - блаженство. И только тогда достигается просветление. Мы не можем быть одинокими, и другие тоже. Поэтому мы создаем группы, семьи, общества, нации. Все нации, семьи, все группировки сострят из трусов, из тех, кто недостаточно храбр, чтобы быть одному.

Истинное мужество - это смелость оставаться в одиночестве. Оно означает осознанное понимание того факта, что ты одинок и иначе быть не может. Можно либо обманывать себя, либо жить с этим фактом. Можно продолжать обманывать себя в течение многих жизней, и вы будете двигаться по заколдованному кругу. Только если вы осмелитесь жить с фактом одиночества, может быть разорван этот заколдованный круг и вы придете в центр. Этот центр есть божественность, цельность, святость. Я не могу представить себе такого времени, когда каждый человек получит это с рождением. Это невозможно.

Сознание индивидуально. Только бессознательность коллективна. Человеческие существа подошли к такому моменту сознания, когда они стали индивидуумами. Нет человечества как такового, есть только индивидуальные личности. Каждое человеческое существо должно реализовать свою индивидуальность и ответственность за это. Первое, что необходимо сделать, это принять одиночество как главный факт и научиться жить с ним. Мы не должны создавать никаких фикций. Если вы изобретаете фикции, вам никогда не узнать истины. Спроецированные, выдуманные, взращенные фикции мешают вам познать, что же  есть в действительности. Живите с фактом вашего одиночества. Если вы можете жить с этим фактом, если между ним и вами нет выдумок, то вам откроется истина. Каждый факт, если вглядеться в него, открывает истину.

Поэтому живите с фактом ответственности, с фактом одиночества. Если вы в состоянии жить с этим фактом, произойдет взрыв. Это очень трудно, но другого пути нет. Через трудности, через приятие этой истины вы достигаете точки взрыва. Только тогда - есть блаженство. Если оно преподнесено вам готовеньким, оно теряет всю свою ценность, потому что вы его не заработали. Вы не обладаете способностью чувствовать блаженство. Эта способность появляется только от дисциплины.

Если вы способны жить с фактом, что вы ответственны за все, что с вами происходит, у вас автоматически появляется дисциплина. Неся на себе всю ответственность за самого себя, вы не можете не быть дисциплинированным. Но эта дисциплина не навязана вам извне. Она пришла изнутри. Поскольку вы сами несете полную ответственность за себя, каждый ваш шаг обдуман. Вы не можете произнести ни одного безответственного слова.

Если вы ощущаете свое собственное одиночество, вы поймете страдания других людей тоже. Тогда вы не в состоянии сделать ни одного безответственного поступка, потому что вы ощущаете ответственность не только за себя, но и за других. Если вы способны жить с фактом собственного одиночества, вы знаете, что каждый тоже одинок. Тогда сын знает, что его отец одинок; жена знает, что муж ее одинок; муж знает об одиночестве своей жены. Зная это, невозможно не быть милосердным.

Жить с фактами - вот единственная йога, единственная дисциплина. Когда вы полностью осознали положение человека, вы становитесь религиозным. Вы становитесь хозяином своей жизни. И строгая простота, которая приходит к вам, не имеет ничего общего с суровостью аскезы. Она не навязана вам и потому не безобразна. Эта простота высоко эстетична. Вы чувствуете, что не можете жить иначе. Тогда вы отрекаетесь от вещей; вы перестаете быть собственником.

Жажда обладания - это желание избежать одиночества. Человек не может быть один, он ищет общества. Но общество других людей ненадежно, поэтому взамен человек ищет общества вещей. Жить с женой трудно; а с машиной жить не так трудно. И в конечном счете, собственничество обращается на вещи.

Вы даже можете пытаться обратить людей в вещи. Вы пытаетесь сформировать их таким образом, чтобы они потеряли свою индивидуальность. Жена становится вещью, не личностью; муж становится вещью, тоже не личностью.

Если вы осознаете собственное одиночество, вы также осознаете одиночество других. Тогда вы понимаете, что попытка обладать другим - это злоупотребление. Нельзя позитивно отрекаться. Отречение становится негативной тенью вашего одиночества. Вы перестаете быть собственником. Тогда вы можете быть возлюбленными, а не мужем и женой.

С таким несобственническим отношением приходит сострадание и простота. К вам приходит невинность. Вы не можете быть простодушными, отвергая факты жизни; вы начинаете хитрить. Вы обманываете себя и других. Но если у вас хватает мужества жить с фактами жизни, такими как они есть, вы обретаете невинность. Это не выработанная невинность. Просто вы сама невинность.

Мне кажется, что кроме невинности ничего и не надо достигать. Будьте простодушны, и божественное само радостно обратится в вашу сторону. Невинность - это способность принимать, быть частью божественного. Будьте невинны, и гость - вот он. Принимайте его. Такую невинность нельзя выработать, потому что все выработанное является уловкой. Оно заранее рассчитано. Но невинность нельзя рассчитать, невозможно.

Невинность - это религиозность. Быть невинным значит достичь вершины истинной реализации. Но истинная невинность приходит только через сознательную революцию; оно невозможно через любую коллективную бессознательную эволюцию. Человек одинок. Он свободен выбрать рай или ад, жизнь или смерть, экстаз осуществления или страдания нашей так называемой жизни.

Сартр где-то сказал: "Человек обречен быть свободным". Вы вольны выбирать ад или рай. Свобода - это право выбирать любое. Если разрешено выбирать только рай, то это не выбор, это не свобода. Рай без права выбрать ад становится адом. Выбор всегда означает либо-либо. Это не значит, что вы должны выбирать только хорошее. Тогда не будет свободы.

Если вы выбрали неверно, свобода становится проклятием; но если вы делаете правильный выбор, она становится блаженством. От вас зависит, превращаете ли вы свою свободу в проклятие или блаженство. Вы полностью отвечаете за этот выбор.

Если вы готовы, тогда из ваших глубин возникает новое измерение: измерение революции. Эволюция завершилась. Теперь нужна революция, чтобы открыть вас тому, что запредельно. Это индивидуальная революция. Внутренняя революция.

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?