Наши партнеры:

Рамана Махарши - Будь тем, кто ты есть! (Наставления Шри Раманы Махарши). Части 5-6

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Опыт

Нет никаких степеней Реальности. Существуют степени опыта индивидуума, но не Реальности. Ка­кими бы ни были переживания, испытывающий один и тот же1.

Атман, несомненно, находится внутри прямого переживания каждого, но Он не таков, каким Его воображают. Он есть только то, что Он есть2.



Глава 14

Самадхи

Слово самадхи широко употребляется в духовной лите­ратуре Востока для обозначения продвинутой стадии медита­ции, в которой имеется сознательное переживание Атмана или интенсивная ненарушаемая погруженность в объект ме­дитации. Описано множество степеней и подразделений са­мадхи, причем каждая из различных духовных школ и рели­гий стремится дать свою собственную классификацию и тер­минологию.

Классификация, обычно используемая Шри Раманой, предлагает следующее трехуровневое деление различных ви­дов самадхи:

1. Сахаджа нирвикальпа самадхи. Это состоя­ние джняни, окончательно и бесповоротно уничто­жившего свое эго. Сахаджа означает «естествен­ное», а нирвикальпа – «без различий». Джняни в этом состоянии способен естественно функциониро­вать в мире, как это делает самый обыкновенный че­ловек. Зная, что он является Атманом, сахаджа джняни не видит различий между собой и другими, между собой и миром. Для такого человека всё есть проявление неделимого Я.

2. Кевала нирвикальпа самадхи. Данная стадия ниже Само-реализации. В этом состоянии Само-со­знавание временное, но без усилий, а эго оконча­тельно не уничтожается. Сознание тела отсутствует, и хотя имеется временное сознавание Атмана, че­ловек не способен воспринимать чувственную инфор­мацию или действовать в мире. Когда сознание тела возвращается, эго появляется вновь.

3. Савикальпа самадхи. В этом состоянии Са­мо-сознавание поддерживается постоянным усилием. Продолжительность самадхи полностью зависит от усилия, приложенного для его поддержания. Когда внимание к Атману нарушается, Само-сознавание тускнеет.

Следующие краткие определения, сформулированные Шри Раманой, наверное, достаточны, чтобы провести непосвящен­ного через терминологические джунгли самадхи:

1. Удержание Реальности есть самадхи.

2. Удержание Реальности с усилием есть сави­кальпа самадхи.

3. Погружение в Реальность и утрата сознава­ния мира есть нирвикальпа самадхи.

4. Погружение в неведение и утрата сознавания мира есть глубокий сон.

5. Пребывание в первичном, чистом, естествен­ном состоянии без усилий есть сахаджа нирвикаль­па самадхи1.

И: Что такое самадхи?

М: Состояние, в котором непрерывное переживание Бытия-Сознания достигается спокойным умом, только и есть самадхи. Этот неподвижный ум, достигший безграничного высочайшего Я, один есть реальность Бога2.

Общение ума с Атманом во тьме, то есть погружение его в неведение, называется нидрой [глубоким сном], а по­гружение в сознательном или бодрственном состоянии – это самадхи. Самадхи суть постоянное пребывание в Атмане при бодрствовании. Нидра, или глубокий сон, также прису­щи Атману, но в бессознательном состоянии. В сахаджа самадхи упомянутое общение ума постоянно.

И: А что можно сказать о кевала нирвикальпа самад­хи и сахаджа нирвикальпа самадхи?

М: Погружение ума в Атман, но без его разрушения, это кевала нирвикальпа самадхи, в котором человек еще не свободен от васан и поэтому не достигает мукти. Ос­вобождение приобретается только после уничтожения васан.

И: Когда можно практиковать сахаджа самадхи?

М: Даже с самого начала. Однако если искатель не ис­коренил васаны, то и после многих лет непрерывной прак­тики кевала нирвикальпа самадхи Освобождение достигну­то не будет3.

И: Я бы хотел получить ясное представление о раз­личии между савикальпа и нирвикальпа.

М: Удерживание высочайшего состояния есть самадхи, которое называется савикальпа при наличии усилия, направ­ленного на успокоение волнений ума, и нирвикальпа – при отсутствии этих волнений. Постоянное и без усилий пребы­вание в первичном состоянии – это сахаджа4.

И: Перед достижением сахаджи пребывать в нирви­кальпа самадхи совершенно необходимо?

М: Постоянное пребывание в каком-либо из этих самад­хи – савикальпа или нирвикальпа – есть сахаджа [есте­ственное состояние]. Что такое сознание тела? Это – не со­знающее тело плюс сознание, которые оба должны лежать в другом Сознании – чистом и простом, остающемся всегда как оно есть с сознанием тела или без него. И тогда какое имеет значение утрата или сохранение сознания тела, если человек держится за то чистое Сознание? Полное отсутствие сознания тела придает самадхи большую интенсивность, хо­тя не сказывается на знании Высочайшего5.

И: Является ли самадхи тем же, что и турия, чет­вертое состояние?

М: Самадхи, турия и нирвикальпа – все эти терми­ны имеют в виду одно и то же – сознавание Атмана. Турия буквально означает четвертое состояние, высочайшее Созна­ние как отдельное от остальных трех – бодрствования, сно­видений и сна без сновидений. Четвертое состояние – веч­но, три других приходят и уходят внутри него. В турии есть сознание, что ум слился со своим источником, Сердцем, и неподвижен там, хотя некоторые мысли все еще падают на него и чувства обладают некоторой активностью. В нирви­кальпе чувства бездеятельны, а мысли совсем отсутствуют. Следовательно, переживание чистого Сознания в этом состо­янии является сильным и блаженным. Турия доступна в савикальпа самадхи6.

И: В чем разница между блаженством глубокого сна и блаженством, получаемым в турии?

М: Здесь нет различных блаженств, а только одно, ко­торое включает блаженство, пожинаемое в состоянии бодр­ствования, блаженство всех видов существ, от низшего жи­вотного до высочайшего Брахмы. Это блаженство есть Бла­женство Атмана, и единственное различие в том, что оно переживается в глубоком сне бессознательно, а в турии – сознательно. Блаженство, получаемое при бодрствовании, – вторично, оно является придатком истинного Блаженства [упадхи ананда]7.

И: Самадхи, восьмая ступень раджа-йоги, это то са­мадхи, о котором вы говорите?

М: В йоге термин самадхи относится к нескольким ви­дам транса, и существуют различные виды самадхи. Но я говорю о другом – о сахаджа самадхи В нем вы облада­ете самадханой [устойчивостью] и остаетесь спокойным и сдержанным, даже будучи активным. Вы осознаёте, что дви­жимы глубинным Я внутри. У вас нет ни терзаний, ни бес­покойств, ни забот, ибо вы постигли, что нет ничего при­надлежащего вам. Вы знаете, что все выполняет Нечто, с которым вы находитесь в сознательном союзе.

И: Если эта сахаджа самадхи является наиболее же­лательным состоянием, то в нирвикальпа самадхи необ­ходимости нет?

М: Нирвикальпа самадхи как состояние в раджа-йоге может быть полезно само по себе, но в джняна-йоге сахаджа стхити [естественное состояние], или сахаджа ништха [пребывание в естественном состоянии], и есть са­мо состояние нирвикальпы. Здесь ум свободен от сомнений, и ему нет нужды метаться между вариантами возможностей и вероятностей. Он не видит никаких викальп [различий] и убежден в Истине, поскольку чувствует присутствие Реаль­ности. Даже будучи деятельным, он знает, что эта активность – в Реальности, Атмане, высочайшем Бытии8.

И: В чем разница между глубоким сном, лайей [тран­соподобным состоянием, в котором ум временно от­ставлен] и самадхи?

М: В глубоком сне ум поглощен, но не уничтожен, и это поглощенное появляется вновь, что может случиться даже в медитации. Но разрушенный ум снова появиться не может. Цель йогина должна заключаться в том, чтобы его уничто­жить и не допустить погружения в лайю. В покое медита­ции иногда возникает состояние лайя, но этого недоста­точно. Для уничтожения ума она должна дополняться други­ми практиками. Некоторые уходят в йогическое самадхи с пустяковой мысли и пробуждаются от лайи через длитель­ный срок, по-прежнему волоча ту же мысль. Между тем в мире сменилось не одно поколение, а такой йогин всё еще не уничтожил свой ум. Истинное разрушение ума состоит в том, чтобы не признавать его существующим отдельно от Атмана. Познайте, что даже сейчас ума нет. Как же это сделать, если не в ежедневных активностях, которые продол­жаются автоматически? Познайте, что ум, содействующий им, не реален, он только призрак, исходящий из Атмана. Так и уничтожается ум9.

И: Затрагивают ли созерцателя в течение нирви­кальпа самадхи физические нарушения? У меня с другом разные взгляды на этот счет.

М: Вы оба правы, но один из вас имеет в виду кева­ла, а другой – сахаджа самадхи. В обоих случаях ум по­гружен в блаженство Атмана, но в первом физические дви­жения могут причинить созерцателю беспокойство, посколь­ку его ум вымер не полностью. Он еще жив и может, как после глубокого сна, в любой момент вновь стать активным. Ведь наполненное доверху водой ведро можно вытащить об­ратно из колодца за веревку, к которой оно еще привязано. Но в сахаджа самадхи ум полностью погружен в Атман, словно ведро, затонувшее вместе с привязанной к нему ве­ревкой, и здесь не осталось ничего волнующего и возвраща­ющего назад в мир. Активности человека в таком случае схожи с тем, как спящий ребенок сосет материнскую грудь, едва осознавая это10.

И: Как же функционировать в мире, будучи в таком состоянии?

М: Тот, кто приучил себя к естественной медитации и наслаждается ее блаженством, не выйдет из состояния са­мадхи, какую бы внешнюю работу он ни выполнял, какие бы мысли к нему ни приходили. Такова сахаджа нирвикаль­па11. Она есть наша [полное разрушение ума], тогда как кевала нирвикальпа есть лайя [временная отставка ума]. Находящиеся в лайя самадхи должны время от времени возвращать ум обратно под контроль. Если же ум уничтожен, как в сахаджа самадхи, то он уже не вырастает снова. Лю­бые действия находящихся в этом состоянии – просто слу­чайность, и они никогда не скатятся вниз со своего высоко­го состояния.

Пребывающие в кевала нирвикальпе – не реализованы и еще являются искателями. Пребывающие в состоянии са­хаджа нирвикальпа подобны пламени и безветреном месте или океану без волн, то есть в них нет движения. Они не находят чего-либо отличного от себя. Для тех же, кто этого состояния не достиг, всё возникает как несходное с ними12.

И: Является ли переживание кевала нирвикальпы тем же, что и сахаджа, несмотря на то, что человек после кевалы спускается к этому относительному миру?

М: Здесь нет ни поднимающегося, ни спускающегося: и тот и другой – нереальны. В кевала нирвикальпе еще су­ществует «умственное ведро», погруженное в воду, которое может быть вытащено обратно в любой момент. Сахаджа напоминает реку, впадающую в океан, из которого нет воз­врата. Почему вы всё это спрашиваете? Продолжайте прак­тику, пока не обретете опыт сами13.

И: В чем польза самадхи и существует ли в этом случае мысль?

М: Только самадхи и может открыть Истину. Мысли на­брасывают покрывало на Реальность, и поэтому Она не осо­знается как таковая в состояниях иных, нежели самадхи.

В самадхи существует только чувство «Я ЕСМЬ», а мыс­лей нет Переживание «Я ЕСМЬ» означает БЫТЬ СПО­КОЙНЫМ.

И: Как мне повторить опыт самадхи, или Тишины, который я получил здесь?

М: Ваше нынешнее переживание обусловлено влиянием атмосферы, в которой вы находитесь. Сможете ли вы обре­сти его вне этой атмосферы? Опыт сейчас у вас нерегуляр­ный, а поэтому до тех пор, пока он не станет постоянным, необходима практика14.

И: Самадхи – это переживание спокойствия, или вну­треннего мира?

М: Спокойная ясность, лишенная суматохи ума, одна есть самадхи – прочное основание Освобождения. Искренним старанием уничтожить обманчивые умственные шумы самад­хи переживается как мирное сознание, внутренний свет15.

И: В чем разница между внутренним и внешним са­мадхи?

М: Внешнее самадхи состоит в том, чтобы удерживать Реальность, свидетельствуя внешний мир, но не реагируя на него. Это тишина океана без волн. Внутреннее самадхи пред­полагает утрату сознания тела.

И: Но ум не погружается в это состояние даже на мгновение.

М: Необходима глубокая убежденность, что «Я – Ат­ман, превосходящий ум и феномены».

И: Однако ум оказывается непреодолимым препят­ствием, которое расстраивает любые попытки погру­зиться в Себя.

М: Какое значение имеет активность ума? Она существу­ет только на основании Атмана. Держитесь Его даже в де­ятельности мысли16.

И: Я прочитал в книге Ромена Роллана о Рамакришне, что нирвикальпа самадхи является страшным и ужасным переживанием. Разве нирвикальпа так ужасна? Неужели мы переносим все эти утомительные процессы медита­ции, очищения и самодисциплины только для того, что­бы закончить состоянием ужаса? Или мы собираемся превратиться в живые трупы?

М: Люди имеют самые разнообразные представления о нирвикальпе. С какой стати речь зашла о Ромене Роллане? Если даже те, кто располагает Упанишадами и ведантичес­кой традицией, имеют такие фантастические понятия о нир­викальпе, то можно ли обвинить в этом человека Запада? Некоторые йогины с помощью дыхательных упражнений вво­дят себя в каталептическое состояние, более глубокое, чем сон без сновидений, в котором они абсолютно ничего не со­знают, и прославляют его как нирвикальпу. Другие думают, что сразу после кратковременного погружения в нирвикаль­пу человек становится совершенно иным существом. Есть и такие, кто считает нирвикальпу доступной только посредст­вом транса, в котором сознание мира полностью отсутству­ет, как во время обморока. Все эти представления обуслов­лены их умственным взглядом на вещи.

Нирвикальпа – это Чит – бесформенное, без усилий, сознание. Откуда взяться террору и где тайна бытия собой? Для тех, чьи умы созрели в результате длительной практики в прошлом, нирвикальпа приходит внезапно, как половодье, но остальным она дается в ходе их духовной практики, мед­ленно стирающей препятствующие мысли, и открывает экран чистого сознания: Я – Я. Дальнейшая практика делает та­кой экран постоянно открытым. Это есть Само-реализация, мукти, или сахаджа самадхи, естественное состояние, не требующее усилий17. Просто невосприятие внешних различий [викальпы] не есть действительная природа стойкой нирви­кальпы. Познайте, что отсутствие различий [викальпы] при уничтоженном уме одно есть истинная нирвикальпа.

И: Когда ум начинает утихать в Атмане, часто присутствует ощущение страха.

М: Страх и дрожь тела при входе в самадхи вызваны всё еще остающимся незначительным эго-сознанием. Но ког­да оно умирает полностью, не оставляя даже следа, человек пребывает как обширное пространство чистого Сознания, где дрожь прекращается и господствует только Блаженство18.

И: Самадхи является состоянием блаженства или экс­таза?

М: В самом самадхи присутствует только совершенный Мир. Экстаз приходит в конце самадхи, когда ум оживает и вспоминает о покое этого состояния. На Пути преданности экстаз возникает первым и проявляется в слезах радости, вставших дыбом волосах, запинающейся речи. Когда эго пол­ностью умирает и завоевывается сахаджа, эти симптомы и экстаз прекращаются19.

И: При осуществлении самадхи не приобретаются ли также и сиддхи [сверхобычные силы]?

М: Для того чтобы показать сиддхи, должны быть дру­гие люди, признающие их. Это означает, что демонстрирую­щий не обладает джняной. Поэтому не стоит думать о сиддхах. Следует стремиться только к джняне и только ее добиваться20.

И: В Мандукья упанишаде утверждается, что если не пережито самадхи – восьмая и последняя ступень йоги, – то Освобождения [мокша] не будет, сколько бы ни было медитаций, [дхьяна] и аскетизма [тапас]. Так ли это?

М: При правильном понимании все это одно и то же, и безразлично, как называется – медитация, аскетизм, погло­щение или что-либо еще. То, которое устойчиво, непрерыв­но, словно струя масла, и есть аскетизм, медитация и по­груженность Быть собственным Я и составляет самадхи.

И: Но в Мандукья упанишаде сказано, что самадхи должно переживаться обязательно перед достижением Освобождения.

М: А кто отрицает это? То же утверждается не только в Мандукья упанишаде, но и во всех древних Писаниях. Однако подлинное самадхи присутствует, только если вы зна­ете Себя. В чем польза от неподвижного сидения некоторое время наподобие безжизненной вещи? Допустим, у вас на руке появился нарыв и его прооперировали под наркозом. Боли вы не чувствовали, но разве это означает, что вы бы­ли в самадхи? То же и в нашем случае. Человек должен знать, что такое самадхи. Но как вы можете это сделать без знания Себя? Если Атман известен, то самадхи позна­ётся автоматически21.

Самадхи – это естественное состояние человека. Оно представляет собой скрытое течение во всех трех состояни­ях – бодрствования, сна и глубокого сна. Атман не внут­ри них, но эти состояния находятся в Атмане. Если самадхи переживается при бодрствовании, то оно продолжа­ется также и в глубоком сне. Различия между сознанием и бессознательным принадлежат только уму, который превос­ходится в состоянии истинного Я22.

И: Поэтому следует всегда стремиться достичь са­мадхи?

М: Мудрецы говорят, что состояние уравновешенности, лишенное эго, одно есть мауна-самадхи [самадхи Тишины], вершина знания. Пока не будет достигнуто мауна-самадхи, в котором человек является безэгостной Реальностью, ищи­те только уничтожения «я» как своей цели23.

Комментарии   

 
0 #2 walker 01.05.2013 22:25
противоречивые заявления. если "эго не существует", то как можно "стереть эго" или "убить эго"? кому все это приходит в голову и кто собирается эти "действия" осуществлять? а "кто непрерывно вни­мает пространству Сознания"? :lol:
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?