О йоге

Йога - учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в

самых древних источниках, учение, отголоски которого можно встретить

практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических

школах. Ведь родина йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида.

Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке,

соединявшим Америку и Евразию, а затем в результате глобальной

катастрофы исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Те жители

Арктиды, которые уцелели после этой катастрофы, и донесли йогу до

древнейших цивилизаций Хиттиды, Пацифиды, Атлантиды, а уже оттуда йога

попала в Индию и Египет.

В эзотерических школах Востока, которые существовали тайно, эти

знания передавались последующим поколениям, сохраняя

неприкосновенность несмотря на социальные, религиозные и прочие

потрясения.

Однако мистические знания не всегда будут оставаться тайной за

семью печатями. Наступающая новая эпоха даст человечеству доступ к

самым сокровенным, доселе недоступным тайнам Природы.

В 1982 году после Парада планет наша цивилизация вступила в новый

26-тысячелетний период развития, и сейчас происходят глобальные

изменения во всем мире в социальных, политических и экономических

отношениях. Меняются свойства Времени и Пространства. Все чаще

рождаются люди, наделенные неординарными способностями. Скоро придет и

будет распространяться новая религия, религия Сатья-юги, более

высокая, чем те, которые сейчас заканчивают свое существование.

В новой эпохе другими будут обычаи, нравы, видение и восприятие

мира, ведь другим становится сам мир. И то, что было хорошо и даже

считалось высшим в Кали-югу (малый астрономический период,

продолжавшийся пять тысяч восемьдесят лет, известный как "черная юга",

эра раздоров и беззакония), становится ненужным и излишним теперь.

Сейчас в свои права вступает Сатья-юга, или совершенная эпоха,

которая будет определять жизнь нашей планеты следующие пять с

половиной тысяч лет.

Со сменой юг коренным образом меняются все стороны человеческой

жизни, меняется даже число энергетических меридианов и структура чакр.

И йогой в разные юги положено заниматься по-разному.

Если раньше человек, желавший духовного развития (под духовным

развитием йога понимает изучение законов природы и самоограничение в

рамках этих законов, а не веру в Бога), стремился к одиночеству,

уходил в лес, горы, жил в пещерах, то теперь наступило время, когда

предпочтительнее развиваться в условиях социума, иметь семью, детей,

помогая в эволюции обществу и всему живому.

Йога, как научный способ ускорения эволюции, в Сатья-югу должна

охватить всех людей, стать способом жизни на Земле. Ведь йога

стремится к гармонии физического, психического и духовного. В одной из

тибетских книг говорится: "...путешествие в звездные миры требует

чрезвычайного напряжения всех нервов без помутнения рассудка". Йога

как раз и обеспечивает абсолютную ясность сознания при сверхвысоком

уровне контролируемой нервной энергии.

Автор этих лекций Ар Сантэм около 35 лет тому назад основал Школу

Йоги, которая за это время, выражаясь языком египетских жрецов, прошла

проверку и огнем, и водой, и медными трубами. Сегодня в ней занимается

примерно сто пятьдесят тысяч человек. Филиалы Школы открыты в 90

городах Великороссии и Малороссии, Молдовы и Литвы, Белоруссии и

других республиках.

Базовые знания в Школе даются за 3-4 года (в Москве, где на

старших курсах преподает Учитель, многие занимаются по 10 и более

лет). Первый год посвящен в основном оздоровлению и раскрепощению

человека, освоению энергий и обучению жить в гармонии с окружающим

миром. И сознание людей уже за год сильно раскрывается. Постепенно

решаются проблемы семейных взаимоотношений - самых важных для

большинства, по-новому видятся бывшие трудности в работе и в общении.

Приходит понимание, и человек начинает распутывать свою карму, меняет

свою судьбу. Многие слушатели, избавившись от болезней и духовно

совершенствуясь, после нескольких лет обучения могут вступать в

контакт почти с любыми сущностями и учителями, например, с Шивой или с

Кришной, с Иисусом Христом; умеют трансформировать энергии, исцелять

больных.

В 1989 году на базе Школы Йоги были открыты Московская и

Харьковская Академии Йоги - первые в мире высшие учебные заведения

такого рода.

В Академии Йога объединены программы 5-ти обычных институтов:

института йоги, медицинского, философского, филологического и

культуры. Срок обучения в Академии определен в 8 лет.

Школа Йога готовила инструкторов. Академия Йога Учителей.

Выпускники Академии Йога - это будущие учителя жизни, адепты нового

способа жизни, провозглашенного наступающей Сатья-югой.

В момент своего основания в 1989 году у Академии Йога был ранг

Земли, затем ранг Солнечной системы. Сегодня Академия вышла на уровень

Вселенский и Межвселенский. Школа Йоги и Академия Йога находятся под

покровительством самого древнего божества Вселенной - Шивы.

Хотелось бы немного прояснить вопрос об именах, принятых для

преподавателей Школы и Академии. Традиционно человек, посвящающий свою

жизнь духовному развитию, оставлял мирское имя и получал от наставника

какое-либо духовное имя. В Индии, например, приняты монашеские имена

типа "Свами Шивананда", или "Свами Йогананда" и т.д. "Свами" - значит

член монашеского ордена Свами. "Шивананда" - "получающий высшее

блаженство от Шивы". "Йогананда" - "получающий высшее блаженство от

йоги".

В христианстве давали свои имена, у масонов - свои.

В Академии Йога духовные имена дает не Учитель и не наставники.

Йоги-телепаты получают для каждого преподавателя его личное вселенское

имя, которое будет одним из главных астральных имен человека до тех

пор, пока он духовно развивается в пределах нашей Вселенной.

Приставка "Ар" дается мужчинам, "Ари" - женщинам.

Заниматься йогой может каждый. Здесь нет ни возрастных, ни

каких-либо других ограничений. Одни занимаются для здоровья, другие

для духовного развития, третьи для развития особых сил, четвертые для

чего-то еще.

Эта книга предназначена в основном для преподавателей и

слушателей Школы и Академии. В ней изложен основной материал,

предлагаемый ранее на занятиях "под запись"; суставная гимнастика,

некоторые терапии и очищения, питание, гигиена и пр.

Можно, разумеется, с большой пользой для себя заниматься по

пособию и самостоятельно, поправить здоровье и подключиться к

космическим энергиям (это происходит само собой при выполнении упражнений и

перестройке жизни в соответствии с рекомендациями йоги:

сон, питание, душ и т.п.). Но на занятиях Школы даются помимо

комплексов и всего теоретического материала многие тонкости, которые

по традиции сообщаются только лично ученикам и которые не могут быть

напечатаны.

Если же грамотного инструктора рядом нет, можно попросить, чтобы

ваши Силы вывели вас на Учителя. Ведь никогда ни одно искреннее

желание не бывает бесплодным. Это естественно происходит даже само

собой силой упражнений йоги. "Когда учение готов, Учитель приходит", -

гласит индийская мудрость. Но для этого надо заниматься.

 

1993 год.

Ар Эддар

 

ЧТО ТАКОЕ ЙОГА И КТО ТАКИЕ ЙОГИ

Что такое йога: религия или физкультура, философия или образ

жизни? Стоит ли заниматься практической йогой сегодня, в век

вычислительной техники, роботов и космических полетов? Здесь, в

России, в наших непростых климатических и социальных условиях? Что

может нам дать йога в повседневной реальной жизни? Кого, наконец,

можно считать настоящим йогом?

Попробуем разобраться в этих вопросах.

В житейском кругу бытуют самые разнообразные мнения о том, что

такое йога и кто такие йоги. Среди них могут встретиться такие,

например, мнения:

йог - это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные,

самые невероятные позы, стоит на голове, складывается пополам и может

буквально завязать все свое тело в узел;

йог - это факир: он спит на гвоздях, с удовольствием пьет серную

кислоту, может надолго задерживать дыхание и пульс;

йог - это экстрасенс, он может лечить руками и взглядом, обладает

ясновидением, яснослышанием и другими невероятными способностями;

йог - это аскет, человек не от мира сего, он прячется от людей в

джунгли, в пещеры, почти ничего не ест и проводит время, созерцая

собственный пуп;

йог - это религиозный фанатик, все помыслы его связаны с культом

сверхъестественных сил, он то и дело входит в транс, в экстаз, хочет

достичь слияния с божеством и чуть ли не сам становится богом.

Отчасти эти мнения верны, но только отчасти, да и то с

оговорками. Йог - не гимнаст, хотя он постоянно работает с собственным

телом, заботится о его чистоте и поддерживает его в бодром здоровом

состоянии. Йог не факир, хотя он действительно, используя свои

психические резервы, умеет управлять такими функциями внутренних

органов, которые считаются непроизвольными, автоматическими. Например,

ритмической деятельностью сердца и мозга. Йог не экстрасенс в обычном

понимании этого слова; и хотя действительно может обладать

удивительными способностями, никогда не стремится к им ради них самих.

Йог - не аскет. Сегодняшний йог живет и совершенствуется среди людей,

хотя особенности его тренировки и требуют частого уединения (хотя бы

на 1-1,5 часа у себя в комнате) и довольно строгих ограничений (на

первых порах) и, наконец, йог - не фанатик. Хотя он и имеет дело с

могучими силами, проявляющимися через его тело и психику, йог не

привязан к какой-либо религии, ничто не ущемляет его свободу совести и

не посягает на его право выбирать себе ту или иную религию или же

оставаться атеистом.

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV -

Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на

основе древних человеческих цивилизаций.

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать,

что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому

периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в

раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция

говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом

эзотерическую историю йоги ведут от Индии вглубь веков к древнему

Египту, а от него - к еще более отдаленным легендарным цивилизациям -

Атлантиде, Арктиде и некоторым другим.

В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились

Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним -

Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли

в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят

и систему йоги. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных

систем индийской философии, признается всеми этими философскими

системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная

традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы

легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I век до н.э.).

Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже

существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем

труде "йога-сутра" Патанджали излагает философию и практику той йоги,

которая сейчас большинством исследователей, в том числе и советскими

философами, признается классической. По традиции древних мудрецов

Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы

йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует

их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация

практики йоги, данная в "Йога-сутре", согласуется также с

авторитетными текстами Вед и Упанишад.

В оригинальном учении Патанджали йога подразделяется на восемь

частей:

1) яма - ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;

2) нияма - предписания образа жизни;

3) асана - разнообразные позы и положения тела;

4) пранаяма - дыхательные упражнения, связанные с набором

энергии;

5) пратьяхара - контроль и ослабление потока восприятия,

психическая релаксация;

6) дхарана - концентрация мысли;

7) дхьяна - медитиция, регулируемый поток сознания;

8) самадхи - измененное, экстатическое состояние сознания.

Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем,

составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение

охватывает как бы три больших пласта, три казалось бы самостоятельных

направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная

сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие,

совершенствование тела (асана и пранаяма) и в-третьих, это развитие

психических сил человека (последующие четыре ступени). Таким образом,

развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний,

гармонический характер. Эта целостная система ведет человека к

достижению идеального здоровья, ведь "здоровье - это состояние полного

физического, духовного и социального благополучия человека, а не

только отсутствие болезней и физических недостатков". Именно так

определяет здоровье Всемирная организация здравоохранения.

Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее

фундаментом будут служить духовные внутренние ценности - твердые

моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. От них путь

индивидуального развития ведет через совершенствование физического

тела к достижению удивительных способностей и особых состояний

сознания.

Последняя ступень восьмеричного пути - это самадхи, творческое

озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают

границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он

чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством,

всей природой, всем космосом. Некоторые авторы так и называют это

состояние - космическое сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое

состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие,

наиболее значимые мгновения своей жизни. Состояние экстаза, транса

испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие

мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей

невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно,

неожиданно для самих себя. Йога же учит сознательному достижению

состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного

пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь

тогда, когда он может уверено выходить в такое экстатическое

состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку

йоги. Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния

самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно

говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и

самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.

Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь

йоги Патанджали был практически закрыт для продвижения учеников. В

мире господствовала Кали-юга, черный период, который длился около

четырех с половиной тысяч лет. Распространение йоги в нашей

цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги

отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком-либо частном

звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное

направление личного самосовершенствования в зависимости от своих

индивидуальных особенностей и склонностей.

Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:

хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и

физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя

первыми ступенями Патанджали;

- раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций

человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;

- карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных,

общественных отношений личности;

- бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в

эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;

- джнани-йога, связанная с развитием мышления человека,

расширяющая границы и возможности его познания.

Менее известны такие пути, как лайа-йога, мантра-йога,

тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па). В

Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и

распространялась в форме дзен-буддизма.

В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика

Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США и

развивается по новым направлениям. Отметим общество

"Трансцендентальной медитации", которое основал в 60-х годах Махариши

Махем Йоги, использующий специфическую психотехнику медитации. В

результате просветительской деятельности Вивекананды и Аткинсоан (йог

Рамачарака), учение йоги в начале XX века приобретает широкую

известность в России. На последующее распространение йоги в нашей

стране значительное влияние оказала агни-йога, учение, открытое для

России Еленой Рерих.

Требование восстановления первоначальной целостности учения

привело к возникновению в Индии, уже в наше время, интегральной йоги

Ауробиндо Гхоша - системы, утверждающей необходимость синтетического

использования методов йоги в условиях динамичной социальной жизни. За

последнее время стали известны и другие интегральные системы,

пытающиеся восстановить и развить некогда единое учение йоги. При

синтезе таких систем существует опасность механического объединения

элементов из различных направлений, например, карма, хатха и

раджа-йоги.

Когда в настоящее время говорят о йоги, чаще всего имеют в виду

раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Согласно

учению йоги, наше тело живет за счет положительных и отрицательных

токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и

гармонии тела. На языке древней символики положительный ток

обозначается словом "Ха" (Солнце), а отрицательный - словом "Тха"

(Луна). От слияния этих двух слов и получаем слово "Хатха-йога", смысл

которого символизирует единство противоположностей, положительного и

отрицательного полюсов или явлений в жизни.

Физические упражнения представляют собой "азбуку" йоги, ее

необходимую ступень, поскольку лишь через полное физическое здоровье и

контроль за деятельностью тела - может быть достигнуто умственное,

духовное и моральное совершенство. Считается научно доказанным, что

извлечь пользу из серьезных занятий гимнастикой йоги могут и здоровые

и больные, мужчины и женщины, люди всех профессий и социальных слоев,

практически любого возраста (хотя в каждом возрасте нужна консультация

специалиста).

Основу физических упражнений в йоге составляют асаны -

специальные положения тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал

человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и

достижения высшего уровня сознания. В классической литературе

упоминаются 8400000 асан. Из них лишь менее сотни используются йогами

в настоящее время и только два - три десятка их них считаются наиболее

важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю

жизнь.

Патанджали указывает: "Асана - это способ сидеть приятно,

устойчиво и без напряжения". Это означает, что занимающийся должен

стремиться к полному самоконтролю над телом при исполнении асан, так

чтобы в течение длительного времени находиться в них неподвижно и

чувствовать себя спокойно и удобно.

Чем характеризуются асаны?

Асаны - это упражнения, связанные с медленными, умеренными

движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и

расслаблением.

Асаны - это преимущественно статические позы тела; напряжение

мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие

на центральную нервную систему, а через нее - на работу сердца,

органов кровообращения и дыхания.

Асаны предусматривают концентрацию внимания на определенных

участках тела, при этом умственное усилие согласуется с мышечной

активностью.

Асаны требует особого рода дыхания: полного, ритмического,

контролируемого и замедленного.

Асаны дают профилактический, терапевтический и

психотерапевтический эффект. Они воздействуют на пищеварительную,

сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему

выделения, нервную систему и весь двигательный аппарат.

Асаны классифицируют, различая среди них позы для созерцания и

медитации, перевернутые позы, позы равновесия и т.д.

Одной из важнейших поз считается Шавасана ("Мертвая поза"),

связанная с полным расслаблением тела. Это одновременно и физическое и

умственное упражнение со сложной техникой исполнения. Она выполняется

обычно после определенного цикла физических и психических упражнений.

Для правильного исполнения Шавасаны необходимы не только умение быстро

добиваться полной релаксации всего организма, но и способность

освобождения от негативных эмоций, психической усталости, стрессов,

волнений, забот. Физиологически Шавасана представляет собой

полноценную замену сна.

Освоение асан открывает возможность произвольной регуляции

физиологических процессов, протекающих в организме и помогает обучению

направления сознания на тот или иной участок тела.

Известно, что имеется соответствие между отдельными психическими

переживаниями и определенными зонами тела, точнее, особыми

субъективными ощущениями в этих зонах. Переживание обиды или жалости к

себе связано со щемящим ощущением в груди; ситуация опасности

порождает неприятное, сосущее ощущение под ложечкой; размышление порой

сопровождается напряжением и тяжестью в области лба. Эти ощущения

телесных зон в связи с психическими переживаниями играют особую роль в

йоге, тантризме, дзен-буддизме и других восточных учениях. Они

изучаются практически как особые центры тела человека, так называемые

"чакры". Чакрам соответствуют определенные символические изображения,

а также слогосочетания (мантры), помогающие в концентрации на них.

Чакры представляют собой элементы своеобразной "психической

анатомии" человека. Это психофизиологические механизмы, которые у

большинства людей находятся в неразвитом, нерабочем состоянии.

"Включение" чакр и освоение работы с ними предусмотрено в процессе

занятий йогой после освоения необходимых физических упражнений и

определенных этических норм.

Научное объяснение феномена чакр связано пока с трудностями и

нерешенными вопросами о связях, существующих между процессами

центральной и вегетативной нервной системы. Детальное изучение этой

связи представляет одну из проблем современной психологии и

физиологии.

Современные западные исследователи йоги связывают активность чакр

с циркуляцией энергии в каналах акупунктуры, в энергетических

меридианах, и предполагают возможность произвольной регуляции этого

процесса. При этом они указывают, например, на особую роль чакры,

расположенной в области сердца. Утверждается, что каждый из двенадцати

лепестков этой чакры включается в работу по перераспределению энергии

в организме ежедневно в течение двух часов, а сама чакра представляет

собой как бы часовой механизм, регулирующий жизненную энергию.

Учение о китайских меридианах глубоко связано с теорией и

практикой йоги. Оно позволяет объяснить ряд физических элементов йоги.

Так, характерный медитативный знак "Джнани-мудра" представляет собой

такое положение пальцев руки, когда путем соединения большого и

указательного пальцев замыкаются конечные точки меридианов легких и

толстого кишечника.

Какие же результаты показывают йоги в области регуляции

физиологических процессов?

В ходе экспериментов с индийским йогом, проведенных в клинике

Меннинджер, испытуемый продемонстрировал способность оказывать

произвольное воздействие на дыхание, пульс, ритм сердечной

деятельности, электрическую активность головного мозга, температуру

кожи и т.п. Например, ему удалось реализовать разницу в температуре

между пальцами одной руки до 10 градусов по Фаренгейту.

Методы релаксации, используемые в йоги, были эффективно применены

для отработки техники биологической обратной связи при регуляции

кровяного давления. Вместе с тем исследования показали возможности

йогов произвольно регулировать ритм сердечной деятельности и частоты

пульса от 30-40 до 250-300 ударов в минуту. Интересно, что при высокой

частоте сердечных сокращений (300 ударов в минуту) на кардиографе

регистрируется остановка сердечной деятельности ("прямая линия") за

счет того, что сердце уже не проталкивает кровь, поскольку клапаны

сердца задерживаются в открытом состоянии, и кровь течет по сосудам

самотеком без использования нагнетательной функции сердечных мышц.

Этот факт подтверждается исследованиями, проведенными в США и Индии.

Зарегистрирована также возможность эпизодической остановки сердечной

деятельности до 17 сек.

Результаты исследования медитации монахов буддийской школы дзен и

индийских йогов показали, что при созерцании, направленном на внешний

мир, привыкания альфа-ритма электроэнцефалограммы к звуковым

раздражителям не происходит. Это свидетельствует о том, что йоги могут

добиваться чрезвычайно высокого уровня внимания по отношению к

событиям окружающего их мира. При сосредоточении на своем внутреннем

состоянии, наоборот, даже достаточно сильные раздражители не могли

блокировать альфа-ритм. Это говорит о возможности йогов глубоко

сосредотачиваться на решении своих внутренних проблем и задач.

Большой теоретический и практический интерес представляет

терапевтический эффект медитации. На Западе медитация уже давно

применяется как средство саморегуляции, психокоррекции, терапии и

психотерапии. В основе такого применения медитации лежат данные о том,

что эта техника оказывает положительное воздействие на

психосоматические нарушения, связанные со стрессом и тревожностью.

Проведено большое количество работ, изучавших возможности

применения медитации для уменьшения страхов, фобий, стрессов и

гипертонии. Все исследования отмечают успешное воздействие медитации

при самых различных синдромах: страхе закрытого пространства,

экзаменов, одиночества, сердечного приступа, при неврозах тревоги, при

хронических болях различной природы, при реабилитации после тяжелых

заболеваний, например, инфаркта, при таких психосоматических

заболеваниях, как бронхиальная астма. Интересны эксперименты,

оценивающие возможность применения медитации для снятия тревожности,

предусматривающие применение в контрольной группе дыхательных

упражнений и асан Хатха-йоги. Оказалось, что более значимое уменьшение

тревожности произошло в группе медитации.

Следует все же отметить, что основной целью йоги, делающей ее

привлекательной для широких слоев населения, является не терапия и не

сенсационные результаты, а здоровый образ жизни и развитие

естественных качеств организма.

В настоящее время древнее учение йоги становится предметом все

более пристального, глубокого изучения со стороны западной науки. За

рубежом созданы специализированные исследовательские учреждения:

научно-исследовательские институты йоги в Бомбее и в Дели,

Международный институт йоги в США, Академия йоги во Франции,

специализированные центры в Англии, ФРГ, Швейцарии, Италии, Канаде,

Японии, Болгарии и других странах. Практическое изучение йоги

становится популярным среди населения многих стран мира, в кругах

ученых и политиков, представителей мира искусства и деловых людей.

Ученые и специалисты сегодня еще только пытаются разобраться и

понять, что такое йога и кто такие йоги. При этом у них возникают

определенные трудности, поскольку современная научная методология пока

плохо справляется с адекватной оценкой теоретических основ йоги и ее

практических результатов. Это относится, кстати, и к ряду других

смежных с йогой пограничных областей - к экстрасенсорике, астрологии,

уфологии. В то же время именно учение йоги может дать подходы к

пониманию этих пока что спорных для науки дисциплин. Пока же ученые

своими средствами исследуют йогу и йогов, тысячи людей сейчас

обращаются к этому учению и начинают заниматься йогой самостоятельно

или в группе. В нашей стране зарегистрировано несколько ассоциаций

йогов. В Москве работает оздоровительно-производственное предприятие

ОПП "Академия Йога", где работают люди, преподающие йогу среди

населения города. Создана Академия Йога, высшее учебное заведение, где

эти преподаватели повышают свою квалификацию, углубленно изучая

практическую йогу, философию, медицину и другие дисциплины,

необходимые современному преподавателю йоги.

Хотя практика йоги и строго индивидуальна, она способствует

эволюционному развитию не только отдельных людей, но и целых

коллективов. Это особенно актуально сейчас, когда большие массы людей

тянутся к духовности, к развитию самосознания. Современные условия -

возвращение человеку его прав, открытость и гуманизация общества -

упрощает, способствует внедрению принципов йоги в образ жизни каждого

человека. Йога открыта для всех. Каждый может взять из нее столько,

сколько сможет.

Приведем высказывания некоторых йогов, посвятивших свою

деятельность научному изучению методов йоги и практическому внедрению

их в жизнь общества.

Директор Бомбейского научно-исследовательского института йоги Шри

Йогендра считает: "Йога означает способ жизни, который делает

возможным достижение полноценного физического, духовного и морального

здоровья. Рациональный характер йоги находится в противоречии с

религиозными обрядами и догмами. Система йоги в сущности не имеет

ничего общего с религией и различными верованиями. Техника йоги строго

обоснована. Ее применение приводит к желаемым результатам без

необходимости верить в сверхъестественную силу. Йога не ограничена

кастой, религией, верой, расой, национальной принадлежностью,

возрастом, полом. Те, кто считает, будто занятия йогой связаны с верой

в бога, ошибаются."

А вот что пишет Дхирендра Брахмачари, директор

научно-исследовательского института "Вишваятан Йогашрам" в Дели: "Йога

означает дисциплину ума и тела. Она не предназначена для какого-то

замкнутого круга. Практические занятия йогой не означают, что человек

должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый

обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не

имеет значения ни профессия, ни классовая принадлежность, ни религия,

ни возраст. В йоге нет ничего мистического, она не является

религиозным верованием или обрядом. Цель ее - последовательно

развивать такие качества организма, которые позволяют понять

действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое

функционирование мозга и психики. Этого можно достичь последовательно,

проходя по различным ступеням йоги, известным под названием

восьмеричного пути."

 

Ар Пулле

 

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ГУРУ АР САНТЭМОМ

Кор.: Основанная Вами Школа йоги существует уже около 35 лет во

многих городах СНГ, через нее прошло огромное количество человек,

многие из них стали инструкторами и в свою очередь тоже ведут группы.

В чем же была необходимость создания Академии Йога? Какие задачи стоят

перед Академией?

Г.Г.: Потребность в Академии возникла 5 лет назад в связи с тем,

что наступает новая эпоха и приверженцы йоги должны изменить свое

отношение к социуму. Наступает время, когда все люди должны жить этим

способом жизни, согласуясь с природными законами, с самой природой,

заботясь не только о себе, но и о Земле и о ее ресурсах. Теми, кто

станет проводниками этих новых идей, нового способа жизни на Земле, и

должны быть выпускники нашей Академии. Школа йоги готовила

инструкторов, задача же Академии Йоги - подготовить Учителей. В школе

йоги человек получал знания по йоге и в какой-то мере по медицине, но

сейчас этого явно недостаточно, так как необходимо поднимать культуру

всего народа. Те, кто правил нашей страной, старались уничтожить

культурное наследие нашего народа, создавая взамен эрзац-культуру,

культуру рабов, исполнителей, людей без творческого начала. Русский

народ потерял культуру общения, поведения, врачевания, хозяйствования,

в русской искусстве все самое выдающееся было создано или в XIX веке,

или в начале XX-го. Сегодня необходимо возродить культурные традиции

русского дворянства, лучшее наследие культуры древних славян - то, что

было уничтожено христианством. Наша Академия, подготавливающая

Учителей йоги - как способа жизни на Земле, и задумана таким образом,

чтобы возродить культуру народа, культурное наследие русской

интеллигенции. Наши выпускники должны будут уметь вести себя в

обществе: на балах, салонах, владеть искусством общения, уметь

танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, владеть

иностранными языками, разбираться в искусстве, в философии и религиях

народов мира, знать этику, эстетику, этикет, правила общения мужчины и

женщины и многое другое. Для этого нам пришлось объединить в Академии

Йога в полной мере программы 5 институтов: института йоги,

медицинского, культуры, филологического и философского факультетов

университета.

Кор.: В каждом из названных Вами 5 институтов срок обучения 5-6

лет, получается, чтобы в полной мере получить знания всех пяти

институтов, необходимо минимум 25 лет. Срок обучения в Академии

определен в 8 лет. За счет чего удается дать такие огромные знания

слушателям за сравнительно небольшой срок обучения?

Г.Г.: Чтобы решить задачу вложения такого количества информации

слушателям, и не только передачи информации, но и создания условий для

того, чтобы выпускник Академии был на голову выше любого

узконаправленного специалиста, нам пришлось разработать совершенно

новые методики обучения. Одна из таких методик - "Философия движения"

- уже апробирована в академии и дала первые очень хорошие результаты.

В дальнейшем мы предполагаем усовершенствовать эту методику, и занятия

в академии будут построены на ее основе. Мы будем стараться внедрить

эту методику и в общеобразовательные школы, и в средне-технические, и

в высшие учебные заведения. То, что сейчас происходит с нашей системой

образования - и начального, и среднего, и высшего, можно назвать

латанием старого дырявого кафтана, а его нужно выбросить и сшить

новый. Мы уже предлагали наши методы образования в школах, но новизна

этих программ пугает прежде всего самих учителей, привыкших жить

прошлым, так как мало кто их них хочет заново перестраиваться,

работать прежде всего с собой.

Кор.: С этого учебного года в Харьковской Академии новый ректор,

уже третий за 3 года. Почему случается так, что люди, бывшие

приверженцами Академии, становятся ее противниками?

Г.Г.: Живя йогой, мы проходим различные испытания. Многие самые

серьезные испытания в основном все проходят успешно, но самое сложное

- испытание "медными трубами", властью, славой - удается пройти не

всем, "вылазит" гордыня - и человека начинает заносить в сторону. Это

главная причина того, что нам пришлось расстаться с двумя предыдущими

ректорами Харьковской Академии Йога.

Кор.: И в заключении вопрос, который задают наши читатели: что

означает янтра, расположенная в левом верхнем углу 1-й страницы нашей

газеты?

Г.Г.: Это янтра нашей Академии, которая была нам дана в момент

основания Академии, когда у Академии был ранг Солнечной системы,

поэтому на нашем гербе вы видите все планеты Солнечной системы,

расположенные вокруг кадуцея - символа целителей, увитого двумя

змеями, символизирующими мудрость. Причем одна змея белая, другая

черная, что говорит о том, что мы не противопоставляем белые и черные

силы, так как важны и те и другие, ибо отсутствие какой-либо из них

приведет к дисгармонии. Сегодня Академия вышла на уровень Вселенский и

Межвселенский, так что, вероятно, произойдут какие-то изменения и в

нашей янтре.

1993 г.

II

Кор.: Геннадий Григорьевич, каким образом с точки зрения йоги

происходит взаимодействие природы и человека?

Г.Г.: Кроме физического и физиологического уровня, существуют и

другие. К примеру, все болезни, которыми мы болеем, приходят к нам

из-за того, что мы нарушаем определенные объективные природные законы,

таким способом природа дает понять человеку, что он не прав. И

подлинное исцеление возможно только тогда, когда убрана причина

болезни, и человек больше не нарушает тот или иной природный закон.

Иначе же, если только залечить болезнь и продолжать нарушать законы,

заболевание появится снова. Не это, так другое. Наши целительские

группы и в Москве, и в Харькове помогают тем, кто приходит к нам,

разобраться, в чем они не правы в выполнении природных законов. И если

человек следует рекомендациям наших целителей, то он полностью

излечивается.

И что самое главное - у него меняется отношение к жизни, он

становится более спокойным, жизнерадостным и зачастую начинает

интересоваться йогой.

Кор.: Но ведь когда человеку рекомендуют какую-либо линию

поведения при выполнении того или иного природного закона, не так-то

просто изменить себя и приходится прикладывать определенные усилия.

Нет ли здесь насилия, ведь йога не признает насилия ни над собой, ни

над другими?

Г.Г.: Насилия при грамотном подходе здесь нет. Прежде всего мы

стараемся, чтобы человек принял себя таким, каков он есть, со всеми

своими достоинствами и недостатками, а затем только помогаем ему

поменять себя. И только тогда, когда он сам этого хочет, и методами, в

которых нет насилия. Когда присутствует насилие - это уж не йога. Да,

в йоге постоянно приходится прикладывать определенные усилия, но не

нужно путать усилия с насилием. Там, где есть свобода, удовольствие,

радость - там нет насилия, там есть йога.

Кор.: Геннадий Григорьевич, скажите, как йога относится к

религии?

Г.Г.: Существующие сейчас религии, такие как христианство, ислам,

буддизм, джайнизм и многие другие - это религии Кали-юги. Они

заканчивают или уже закончили свое существование. Служители культов

проповедуют, что вера в какую-либо из этих религий дает духовное

развитие. Это неверно, это доказывает вся история нашей цивилизации,

практически все войны начинались на почве религиозных и этнических

отношений. Духовность предполагает терпимость и уважение к выбору

других. К сожалению, у большинства религий этого нет. Скоро придет и

будет распространяться новая религия, религия Сатья-юги, более

высокая, чем те, которые сейчас заканчивают свое существование.

Вы знаете, представители культов в попытках возродить свою

религию доходят порой до смешного. Вот мне принесли сегодня листовку,

где говорится, что 28 октября 1992 года (беседа происходила в конце

августа) миллион жителей нашей планеты исчезнет в одно мгновение, а

затем, через 7 лет, наступит конец света. Люди, которые распространяют

эти листовки, не понимают, что они сами себе роют яму, так как никаких

концов света в ближайшие 26 тыс. лет не предвидеться. Плохо то, что

многие люди попадаются на эти крючки.

Кор.: Сейчас везде и всюду много говорят о духовности, духовном

развитии. Что такое духовное развитие с точки зрения йоги?

Г.Г.: С точки зрения йоги, духовное развитие - это познание

самого себя, окружающего мира и взаимоотношений между человеком и

окружающим миром, человеком и другими людьми, выявление законов,

обуславливающих эти отношения, ограничение себя в рамках этих законов.

И, как это ни парадоксально, чем больше человек ограничивает себя в

рамках законов, которые он познает, тем свободнее он становится. Это

одна из причин, почему йога до недавних пор была закрытым учением.

Какое тоталитарное правительство потерпит свободных людей или

учение, которое делает их свободными? К примеру, те, кто в семнадцатом

году делали революции, хорошо знали йогу (в тюремных библиотеках было

много книг по йоге Рамачарака и др.). Йогу знали и Ленин, и Свердлов,

и Луначарский и др., знали и практиковали. Но когда они сами пришли к

власти, тут же и запретили йогу, а ведь до революции в России было

около десяти тысяч йогов. И в наше время для правительства издавались

специальные именные журналы по йоге, выдаваемые по особому списку.

Власть придержащие во все времена хорошо понимали силу йоги и не

желали делиться ею с народом.

Кор.: Из Ваших слов выходит, что знания по йоге, знания об

устройстве мира могут быть кроме всего прочего и опасными, если

попадают к людям с нечистым сердцем? И в то же время и в школу, и в

Академию вы принимаете всех желающих. Как это объяснить?

Г.Г.: Мы не отказываем приходящим к нам заниматься, даже если они

приходят с корыстными интересами. Но мы стараемся, чтобы в процессе

занятий у таких людей поменялась установка, чтобы они сами забыли о

своих корыстных целях и в дальнейшем несли людям только добро.

Кор.: И последний вопрос, можно сказать, традиционный. Наша

страна сейчас переживает серьезные экономические, политические и

экологические трудности. Как Вы считаете, сможем ли мы их преодолеть?

Что нас ждет в будущем?

Г.Г.: Мы уже пережили самый опасный период, переломный период,

переход из одного 26-тысячелетнего цикла в другой, и если нам удастся

сохранить природу, свою Землю свой дом, то наше будущее будет

прекрасным. Но все зависит от нас с вами. Поэтому давайте сами

меняться к лучшему, и тогда мир станет лучше.

1992 г.

III

Кор.: Геннадий Григорьевич, в последнее время у нас в стране и за

рубежом много пишут и говорят об эмансипации, существует множество

различных женских организаций, движений, которые борются за права

слабого пола, добиваются равноправия женщин с мужчинами. Как вы

относитесь к эмансипации?

Г.Г.: Законодательное закрепление за женщиной равных прав с

мужчиной, ничего не изменяет. Что-то должно изменится внутри нас, нам

надо возвращаться к гармоничной с Природой жизни. А по природе, в

женщине должно быть 70 проц. женского начала - иньского, и 30 проц. -

мужского - янского. Когда же женщина овладевает какой-либо мужской

профессией - или, к примеру, занимается мужскими видами спорта

(штангой, футболом, боксом, каратэ и др.), она увеличивает в себе

процент мужского начала. Но бывает и наоборот, женщине могут нравится

мужские профессии от того, что в ней изначально процент мужского

начала превышает женское. Процентное же соотношение зависит от

воспитания в семье.

Кор.: Можно ли сказать в таком случае, что всем известные

амазонки - результат целенаправленного воспитания девочек, а не

генетические особенности рода?

Г.Г.: Да, из любой женщины или девочки путем воспитания можно

создать "амазонку". Но возможно и обратное, из мужеподобной женщины с

увеличенным процентом янской энергетики с помощью определенных методик

создать гармоничную женщину. Чтобы не возникало таких проблем,

родители всегда должны помнить, что девочку надо воспитывать Женщиной

с самого рождения, и даже начиная с момента зачатия. С самого рождения

девочку необходимо обучать искусствам, этикету, танцам, чтобы в

дальнейшем она могла учить всему этому уже своих детей.

Кор.: Вы считаете, что в семье основную роль в воспитании должна

играть женщина, независимо от того, мальчик воспитывается или девочка?

Г.Г.: В том что касается духовной жизни, - да. Женщина должна

ввести ребенка в мир искусств, научить его рисовать, петь, танцевать,

сочинять стихи и сказки, обучить этикету, правилам поведения, этике -

всем этим в семье занимается женщина. И, естественно, чтобы этому

обучить, женщине необходимо самой обладать всеми этими наработками.

Конечно, и мужчины должны принимать участие в воспитании детей,

например, воспитание в мальчике мужества, смелости, благородства - это

уже задача отца, или же девочки часто бывают более откровенными с

отцом, чем с матерью, особенно в вопросах сексуального воспитания. Но

создание духовного мира ребенка, его красоты и величия как человека

зависит, прежде всего, от матери.

Кор.: Издавна в семейной жизни сложилось разделение на мужскую и

женскую работу по дому. Обоснованно ли это разделение? Или же здесь

есть какое-то ущемление прав женщины, которая должна и стирать, и

готовить, и убирать, и воспитывать детей, а мужчина в это время читает

газеты или смотрит телевизор?

Г.Г.: Если произвести небольшой экскурс в историю, то мы можем

видеть, что в сельскохозяйственном укладе дореволюционной России это разделение

было гармоничным. Мужчина выполнял основную работу в поле,

по хозяйству, а женщина вела домашние дела, причем когда возникала

необходимость, она помогала мужчине. Если посмотреть на все это с

точки зрения энергетического взаимодействия пары, то женщина, выполняя

домашнюю работу и заслуживая похвалы, на энергетическом уровне

получала и энергетику от мужчины. Если же женщина такую работу не

делала, то и мужчина энергетически ее не поддерживал. Так происходит и

сейчас в тех семьях, где мужчины стирают, убирают, готовят пищу,

гладят, в таких семьях женщины зачастую болеют, так как недополучают

энергетику. Мужчина, конечно, должен помогать женщине в ее работе по

дому, но в разумных пределах, не забывая, что основная его задача -

быть кормильцем семьи, обеспечивать ее.

Кор.: Говоря о женщинах, мы не можем не затронуть тему любви.

Долго уже среди людей бытует легенда о том, что жила раньше на Земле

раса так называемых андрогинов, у которых оба начала были уравновешены

и как следствие - не был проявлен пол. Но потом боги, в наказание за

провинность, разделили этого человека на две половинки, и с тех пор

каждый из нас ищет свою вторую половинку. Насколько правомочны были

древние, есть ли хоть доля истины в этой красивой легенде? Возможно ли

найти свою вторую половину, и как это сделать?

Г.Г.: Как ни красива эта легенда, но это всего лишь легенда.

Найти свою половину вовне невозможно, ее можно найти только в себе,

создав свой идеальный образ как женщины, так и мужчины, найдя его в

себе.

И еще один важный момент. Создание семьи - это забота женщины. По

Природе - выбирает женщина, именно женщина должна подтолкнуть мужчину,

чтобы он обратил на нее внимание, увлечь его, а не ждать всю жизнь,

когда за ней явится "принц на белом коне". Мудрая женщина может

сделать это так, что мужчина и не догадается никогда о том, что не он

выбрал, а его выбрали. Наша социальная установка, что инициатива

должна исходить от мужчины, вступает в данном случае в противоречие с

Законами Природы.

Кор.: А может ли женщина двигаться духовно без мужчин?

Г.Г.: Нет. Без мужчины духовного движения женщины нет. Она всегда

идет вслед за мужчиной, мгновенно перенимая его наработки, достоинства

и подталкивая его к дальнейшему продвижению. Если же мужчина

останавливается в своем духовном развитии, то женщина,

заинтересованная в своем духовном продвижении, может бросить его, не

обращая внимание ни на что: детей, совместное имущество, и уйти к

другому мужчине, который обеспечит ей именно духовное развитие.

Кор.: И традиционное - Ваши пожелания нашим читательницам.

Г.Г.: Пожелание одно - стать идеальной Женщиной, но здесь много

зависти и от мужчины, ибо, как мы уже говорили выше, - женщина идет

вслед за мужчиной.

1993 г.


Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?

Кто умеет входить в состояние самадхи - 16.2%
Кто учился в Индии и получил посвящение Учителя - 3.9%
Кто занимается 7 раз в неделю йогой по нескольку часов - 3.7%
Кто обладает хотя бы парочкой сиддх, или сверхпособностей - 1.5%
Кто постоянно голодает, ставит клизмы и ест только овощи - 1.6%
Кто смыслом своей жизни видит слияние с Высшим - 45.3%
Ни один из перечисленных вариантов - 27.8%

Всего голосов: 1000
Голосование окончено on: 04 Окт 2013