О природе скуки

Когда тебе придется туго,
Найдешь и сто рублей и друга,
Себя найти куда трудней,
Чем друга или сто рублей.

Арсений Тарковский.

 

Каждый из нас испытывал состояние скуки и безысходности, когда

все начинает казаться обыденным, известным, как заигранная пластинка.

Ведь жизнь большинства людей не богата разнообразием и переменами. В

самом деле, если посмотреть со стороны, каждый из нас вращается в

своем маленьком ограниченном круге обязанностей и развлечений.

Ежедневно нас ждет работа, мы едим, добываем и готовим пищу, выполняем

массу мелких, но необходимых действий, общаемся все с теми же людьми,

решаем те же проблемы.

Каждый день так же "встает" солнце, "садится" то же самое солнце,

а не иное, каждую ночь мы засыпаем, каждую минуту совершаем несколько

движений, дыханий, сердцебиений, ежесекундно думаем, видим, слышим,

осязаем...

Все это жизнь - моя, твоя, наша, их жизнь. И если бы не было

непогасимой жажды жить, жить как угодно, хотя бы просто из интереса

увидеть, что будет дальше, этот круговорот быстро утратил бы свое

значение для человека. И человек не стал бы работать, двигаться,

спать, есть, жить, дышать (говорить, думать, чувствовать). Таким

образом, нам никуда не деться от себя, и жизнь крепко держит людей. Но

с годами от первого шага ребенка с широко открытыми глазами и

удивлением на мир, чем дальше, тем тусклее становится взгляд. Человек

утверждается в каком-то одном миропонимании, вырабатывает для себя

нерушимую систему понятий и установок. Это состояние и можно назвать

скукой, обыденностью, окостенением.

Посмотрим теперь, какие привычки и понятия мешают выйти из круга,

которым мы сами сковали себя.

Основой всех догм можно назвать дуализм восприятия, разделение

человеком мира на желательное и нежелательное, красивое и безобразное,

доброе и злое. И в каждом из последующих пунктов это разделение бытия

будет проявляться в новой форме. Им пронизано все наше земное

Сообщество Мыслящих Существ, на разделении зиждется религия, мораль,

даже искусство. Одно из первых понятий, которое есть у каждого - это

понятие верха и низа, спереди-сзади, справа-слева. Ведь на всех

действует земное притяжение, и у всех есть пара глаз, охватывающих

пространство лишь "спереди". С глазами и другими органами восприятия

также связано распространенное заблуждение, что мы можем воспринимать

предметы такими, какие они есть. На самом деле, все ощущаемое

человеком можно назвать скорее следованием системе символов,

одинаковой для всех (это звуки, цвета, касания, вкусы и запахи).

Следовать им человек учится в детстве. И в то самое время, когда мы

думаем, что хоть сколько-нибудь познали мир, и очень этим довольны,

непознанный и изменчивый мир, будь он хоть чуть-чуть похож на

человека, хохотал бы над этим познанием до желудочной колики.

Упражнения, могущие пошатнуть эту обусловленность:

- Попробуй представить, что все твои чувства сосредоточены в

одной точке бесконечного пространства (ты лишен физического тела) и от

тебя примерно одинаково удалены любые предметы (звезды, планеты,

галактики).

- Закрой глаза. Куда делся твой мир, состоящий из масс материи,

ограниченной плоскостями - деревья, дома, люди? Все пространство

заполнено единым веществом без границ и очертаний. Если

сосредоточиться на дыхании, то через некоторое время четкость границ,

отделяющих твое тело от внешнего, начнет таять и исчезнет совсем.

Итак, если хорошо сосредоточиться, исчезнут границы, отделяющие

"Я" от "НЕ Я". Вместе с этими границами постепенно тает и истоньшается

пленка отчуждения от "других", исчезает эгоизм.

Заблуждение в том, что нужно больше заботиться о себе и своем,

делает несчастной большую половину рода человеческого. Упражнение,

доказывающее обратное: - Попробуй применить в своей жизни такой

принцип, принадлежащий всем разумным эгоистам, действительно знающими

свою выгоду: попробуй некоторое время пожить так, как будто тебя нет -

не чувствуя собственной боли и голода, ничего не стремясь взять для

себя, не сознавая себя плохим или хорошим, и не ожидая за свои

благодеяния никакой милости свыше. Исполняй при этом желания

окружающих, которые тебе под силу и не противоречат совести, радуйся

вместе с радующимися. Через некоторое время ты обнаружишь, что стал

счастливым человеком.

Еще одно проявление дуализма нашего восприятия - это разделение

всего существующего на живое и неживое, и ошибочное понимание, когда

все живое представляют подобным человеку по чувствованию и мышлению.

То есть, когда живым признается только то, что более или менее

отвечает нашим антропоморфным представлениям о живом. На самом деле

существует множество других, непохожих на нашу, форм восприятия и

мышления. Представим себе таких живых существ, как леса, океаны,

цивилизации и поселения людей и животных, планеты, звезды, галактики и

вселенные.

И мы можем общаться с этими существами, конечно, совсем не с

помощью нашего языка, можем попытаться понять их, почувствовать жизнь

так, как они ее чувствуют.

Упражнение:

- Посмотрим внимательно на лес, как на целое. Разве он не живой

организм, говорящий с тобой на своем, недоступном тебе пока языке?

- Ляг на землю и расслабься. Ты становишься маленькой клеточкой

огромного тела, где ты нужен и играешь определенную роль, наряду с

другими клеточками.

- Сосредоточься на Солнце (лучше, если есть возможность физически

ощущать его свет и тепло). Прислушайся к своим ощущениям, что ты

почувствовал еще? Старайся ни о чем не думать, оставаться спокойным,

никак не проявляться эмоционально. Только отражай, повторяй тот язык,

на котором с тобой говорят. Побудь зеркалом.

Помешать этому может только невнимание и чрезмерная занятость

собой, поверхностность взгляда. Эти же качества мешают нам учиться у

всего живого. Более того, это нетактично по отношению к мириадам

окружающих нас существ. Представьте себе человека, так погруженного в

себя, что он не отвечает, когда его приветствуют, и перебивает

собеседника, не дослушав его мнения, начинает говорить о своем.

Кроме погруженности в себя, причиной того, что мы многое не

замечаем, может быть понятийная система, воспитанная в нас социумом,

или какими-то сообществами социума. Человек смотрит на жизнь сквозь

понятийную систему, как через фильтр, и видит только то, что ею

предполагается. Например, встречая человека, определяем, черный он или

белый, от какой цивилизации, а определив, считаем, что много о нем

узнали, на деле нисколько не приблизившись к нему.

Слыша известную истину, старую как мир, мы только пожимаем

плечами: "Ну что ж, это мне давно известно". И продолжаем поступать

наоборот. Так настоящее понимание заменяется пониманием на уровне

слов. Нашли полочку, назвали, подписали и... забыли.

Познавать мешает также привычка смотреть с точки зрения размеров

своего тела, срока своей жизни и с точки зрения своей личной пользы.

Часто мы огорчаемся и убиваемся из-за того, что не только на уровне

Земной истории не угадывается, но не стоит выеденного яйца даже на

фоне человеческой судьбы. А на небо бросаем беглый взгляд лишь за тем,

чтобы узнать, какая погода и как лучше одеться. Упражнение:

- Взгляни на любое дерево. Погрузись в его прошлое, дни и ночи,

свидетелем которых оно было. Почувствуй его историю от маленького

семечка и пройди сознанием в будущее, пусть даже в этом будущем тебя

уже не будет.

- Попробуй то же самое с человеком. Самый старый из твоих

знакомых станет для тебя седьмым чудом света.

* * *

И вот последние путы, удерживающие на месте, - это религия,

идеология, то, с чем человек идет по жизни (обычно до гроба), то, с

чем так трудно расставаться, но все же можно. Но не отбросить их, а

понять, прожить, прочувствовать. Человеку ведь свойственны резкие

жесты (коль уж бросать, то так, чтобы загрохотало). Но все отброшенное

лишь укрепляется, привязанности, убранные насильственно, возвращаются

еще мучительней. Все идеи, ставшие тормозом в развитии, тоже были

молодыми, прекрасными, прогрессивными, пока не были многократно

повторены и искажены в повторении, пока не были написаны золотом на

мраморе. Наверное все в детстве игрались со словами, повторяя их, пока

их смысл не будет утрачен. Так же умирают религии и идеологии,

обветшав естественным образом. Человек может лишь наблюдать за их

умиранием в себе или в обществе.

Список подошел к концу. С ним можно соглашаться или не

соглашаться, ведь это лишь одно из мнений, его можно дополнить,

урезать или заменить другим. Но когда удается превратить слово в

понимание, а понимание в действие, если каким-то образом удается

выскочить из круга, расширить восприятие, то какой удивительный и

прекрасный мир вокруг! Когда маленькая песчинка - человек - может, не

перемещаясь в пространстве, двигаться по мирам, греться в лучах каждой

звезды, как в солнце, и прижаться щекой к шершавой асфальтовой руке

города. Жить в мире, видя многообразие связей, наблюдая тончайшие

процессы. И для этого надо только чистосердечно сказать: "Я знаю

только то, что я ничего не знаю", и познавать.


Возвращение к себе.

Я еще сплю на ходу:
Натыкаюсь на вещи, такие сейчас непривычные,
Слышу музыку, такую необычную.
Сейчас-сейчас я проснусь, - но еще
Живо во мне воспоминание сна. А уже
по другую сторону часов
свой нос рассматриваешь, брови,
и с наслажденьем
Лишний раз заходишь в комнату перед уходом.
Как хорошо, как-на-пле-вать-на-вче-ра,
как хорошо мне! (И еще жив во мне
предутренний сон,
еще жив, не забывается,
ведь это действительно - я, но вскоре я исчезну,
меня заменят: рабочий день, и кофе, и имя мое,
и известия, приходящие из внешнего мира).

В работе были использованы книги

Х.Л. Борхеса, К. Воннегута, Р. Шекли, В. Леви, Э. Берна, Успенского.

 

СУРЬЯДЖА

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?

Кто умеет входить в состояние самадхи - 16.2%
Кто учился в Индии и получил посвящение Учителя - 3.9%
Кто занимается 7 раз в неделю йогой по нескольку часов - 3.7%
Кто обладает хотя бы парочкой сиддх, или сверхпособностей - 1.5%
Кто постоянно голодает, ставит клизмы и ест только овощи - 1.6%
Кто смыслом своей жизни видит слияние с Высшим - 45.3%
Ни один из перечисленных вариантов - 27.8%

Всего голосов: 1000
Голосование окончено on: 04 Окт 2013