Вступайте в наши группы в соцсетях:

Касты и варны

Индийское общество четко разделено на варны, или касты. "Чистых"

варн четыре: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. Брахманы - это ученые,

подвижники, жрецы. Кшатрии - воины, управляющие, цари. Вайшью -

ремесленники, торговцы, земледельцы, а также "служащие", продающие

свой труд за деньги - лекари, артисты и другие.

Изначально принадлежность к той или иной варне определялась по

способностям. Учитель-брахман изучал поведение ребенка, просматривал

его прошлые рождения. Затем дети подразделялись на варны и продолжали

уже особое для каждой касты обучение.

В дальнейшем, при смене юг, было закреплено наследственное

разделение на касты, что не всегда соответствовало действительности.

Ведь варна человека зависит прежде всего от его духовного

развития, от того, какой отрезок эволюции пройден в предыдущих

воплощениях. В большой степени об этом можно судить по тому, к чему

стремиться человек.

Главное устремление на стадии шудры - КАМА. Это удовольствия,

приятные переживания, доставляемые органами чувств.

Для вайшью основной жизненный стимул - АРТХА, или стремление к

богатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью могут

жертвовать чувственными удовольствиями.

Для кшатрия главное - ДХАРМА, выполнение долга. При этом у царей

существуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов -

другие.

Каждый кшатрий добивается могущества, процветания, более того, им

это предписывает закон: "плох тот солдат, который не стремится стать

генералом". Но при этом поступки кшатрия определяются соблюдаемой

Дхармой.

Наконец, смысл жизни брахманов - МОКША, или освобождение. Каждая

последующая ступень включает в себя весь опыт, накопленный ранее,

поэтому кшатрию, например, не сложно овладевать ремеслами (стадия

вайшью), но задачу свою кшатрии видят в другом.

А вот шудре научиться новому ремеслу затруднительно, шудры не

любят и не умеют прикладывать усилия. Впрочем, и люди более высоких

каст могут на какое-то время опуститься на уровень шудры, если они не

выполняют своего предназначения, не используют своих возможностей. Но

при этом, в отличие от настоящих шудр, они никогда не достигнут

удовлетворения, и пока они не возьмутся за настоящее дело, их будет

грызть червячок недовольства собой. А шудра поел, прилег - ему хорошо,

больше ничего не надо. Но если он пересилит себя, выучиться, то станет

вайшью. А потом, может быть, и кшатрием.

Силой йоги за одну жизнь можно пройти весь эволюционный путь от

шудры до брахмана и достигнуть мокши. Это очень трудно, но такая

возможность существует.

Традиционно в индийском обществе представители каждой касты

занимались своим делом, не мешая другим. Например, все сражения между

княжествами проходили в поле, при этом ни одна из сторон не трогала ни

посевов, ни селений - вайшью и шудры всегда жили в состоянии мира.

Однако такая идиллия была нарушена, когда закрепили

наследственную принадлежность к одной из каст. И, конечно, вайшью,

родившийся в семье брахманов, будет страдать от алчности, несмотря на

воспитание, если не превзойдет свой недостаток. А кшатрий или брахман,

родившийся в семье шудр, никогда не смириться с подобным положением, а

будет усиленно "выбиваться в люди".

За отмену наследования варн выступали Будда и многие другие

учителя, понимавшие истинное положение вещей.

Традиционно только трем высшим кастам разрешалось заниматься

йогой. Представителей этих каст называли также "дважды-рожденными",

считая вторым рождением возможность изучать Веды (то есть приобщение к

знаниям).

 

Школа Йоги

Лекции по йоге Ар Сантэма

в изложении Ар Пулле


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?