Вступайте в наши группы в соцсетях:

Георг Фойерштейн - Глубинное измерение йоги. Часть пятая

Часть пятая

ВЫСШИЕ ЭТАПЫ ПРАКТИКИ

71. Пути к релаксации и медитации

Релаксация как настрой

Две тысячи лет назад великий мастер йоги Патанджали от­мечал в «Йогасутре» (2.47), что каждую йогическую позу следует завершать, снимая все стрессовое напряжение. Данное предпи­сание заключает в себе саму суть йоги и приложимо к любым ее практикам.

Стрессовое напряжение (перенапряжение) всегда сигнализи­рует о помехах со стороны нашего эго, о том, что мы не плывем по течению, а пытаемся вызвать какоето событие, весьма возможно, исключительно насильно. Но такой настрой неизбежно создает в нас напряжения, которые рано или поздно негативно скажутся на эмоциях и теле. Перенапряжение в конечном итоге — страте­гия самопоражения. Получается, что мы вообще не должны делать усилий? Краткий ответ: это невозможно. Даже просветленному че­ловеку, обретшему идеальную гармонию с течением жизни, при­ходится совершать определенные усилия, чтобы есть, пить, хо­дить, говорить. С внутренней точки зрения эта деятельность кажется происходящей спонтанно, однако, пока мы пребываем в теле, поневоле приходится совершать поступки. Любые же поступки несут в себе элемент усилия, т. е. приложения энергии. Разница между усилием просветленного и обычного человека состоит в том, что первый не испытывает субъективно стресса от усилия.

Что, если просветленному человеку предстоит подняться на Эверест или на вершину небоскреба? Разумеется, он ощутит те же физические трудности, как любой другой альпинист. Возьмем бо­лее пассивный пример. Что будет, если просветленный человек окажется вынужден в течение многих часов слушать рев музыки диско? Его тело, разумеется, почувствует атаку звуковых волн, но это ни на йоту не нарушит внутреннего блаженства. А если просветленному человеку придется часами терпеть прочистку корневых каналов зуба без новокаина? Скорее всего, ему будет больно, однако боль эта будет восприниматься сквозь защитные слои безразличия, словно она происходит на расстоянии. Неко­торые йоги приобретают такую способность задолго до про­светления. И разумеется, просветленный человек не усилит действительную боль дополнительным страхом перед ней и не­принятием боли.

Просветление уничтожает иллюзию эго, иллюзию существа, заключенного в своем «я» отдельно от других. Нет эго — нет стрес­са. Нет стресса — нет страдания. Возможно, именно поэтому у стольких продвинутых адептов лбы без морщин и мягкие, слов­но бы детские тела. Кроме того, если вглядеться в их изображения, обнаруживается, что зрачки подвижников как бы расширены. Обычно это считается признаком страха или удивления. По­скольку все адепты заявляют, что преодолели страх, приходится заключить, что они пребывают в состоянии постоянного удив­ления. Собственно говоря, одна из школ йоги (кашмирский ши­ваизм) действительно называет экстаз состоянием изумления (каматкара).

Релаксация является, вопервых и в основном, освобождением от иллюзии эго. Пока мы отождествляем себя с именем, телом, имуществом, связями и репутацией, дверь для страданий (дукха) остается открытой. В течение жизни нам, скорее всего, придется испытать физический дискомфорт, потерю родственника или близкого друга. У нас могут украсть кошелек, угнать машину, мы можем стать жертвой зависти или злых сплетен. При всех по­добных случаях, если существует отождествление себя с эголич ностью, неизбежно приходят разочарование, раздражение, гнев, печаль, горе, зависть, ревность и многие другие негативные эмоции, столь обычные в повседневной жизни. Однако по мере ослабления хватки эго, эмоции эти оказывают на нас все меньшее и меньшее влияние, пока, наконец, у истинного йога виртуально не исчезают.

Весь моральный кодекс йоги может быть понят как средство уклонения от «кулака» эго. Именно поэтому пять ям, или дисцип­лин (непричинение вреда, правдивость, воздержание от воров­ства, целомудрие и нестяжательство), демонстрируют всеохваты­вающее направление релаксации. Точно так же включают элемент релаксации и пять ниям, или ограничений (чистота, умение довольствоваться, аскетизм, изучение и посвящение себя высшему принципу). Так, через практику чистоты мы ослабляем любую заботу о низшей, материальной природе. Через умение доволь­ствоваться — перестаем цепляться за вещи. Через аскетизм — уменьшаем привычку пользоваться удобствами и доставлять удовольствие собственному «я». Через изучение — бросаем при­вычку перескакивать от одного к другому, заменяя ее ментальной дисциплиной. Через посвящение себя высшему принципу, обыч­но понимаемое как поклонение Богу (Ишвара), мы снимаем стрессовое усилие по крепкому удержанию собственной эго личности.

Подругому данное направление мысли называется «невоз­мутимость» или родственным термином «уравновешенность» (саматва). Этот род гармонизированного настроя лежит в основе и всех прочих составляющих йоги. Так, практики поз, владения дыханием, подавления чувств, сосредоточения, медитации и экс­татического слияния не могут привести к успеху без отучения себя от привычки к напряженным усилиям. В случае выполнения асан перенапряжение может привести к болезненному разрыву сухожилий и связок. Чересчур интенсивные занятия контроли­руемым дыханием способны причинить еще больший вред, вклю­чая повреждение сердечной мышцы.

Если насильно добиваться прогресса в практике подавления чувств, можно испытать шок от столкновения с собственным вну­тренним миром, пребывая в состоянии смятения. В этом состоит одна из проблем использования искусственных средств (напри­мер, психоделических) с целью заставить себя достигнуть глубин­ных областей сознания. Сосредоточение без релаксации просто вызовет головную боль. Сходным образом, вынужденная меди­тация лишь усилит нервозность, а экстаз (самадхи), который явля­ется тотальным переключением сознания, вообще не наступит (разумеется, естественным путем) без релаксации. Если прежде­временно заставить себя испытать экстатические переживания с помощью наркотиков или других искусственных средств, ито­гом станут, скорее всего, смятение, самообман, а может даже и психический срыв. Само же переживание, будучи всего лишь си­муляцией, а не истинным опытом, вряд ли приведет к какимлибо положительным духовным результатам.

Реакция релаксации

Путь йоги от начала до самого конца можно понять как про­грессирующую релаксацию тела и мысли. Настрой на релаксацию можно воспитать посредством особых упражнений по соматиче­ской релаксации. Хатхайога дает целый набор подобных упраж­нений, прекрасное введение в которые и их разбор приведены в книге Джудит Ласатер «Релаксация и обновление» (1).

На Западе необходимость сознательной релаксации впервые была рассмотрена американским психологом Эдмундом Джекоб соном (1885—1976), который придумал прогрессивную мышеч­ную релаксацию. С помощью этого упражнения он лечил гипер­тонию, бессонницу, несварение, колиты и «нервозность». Его книга «Вы должны отдыхать» вышла в 1934 г. В тот год в «Пыльном котле» разыгралась буря, сдувшая, согласно оценкам, 650 миллио­нов тонн почвы; Мао Цзедун и примерно 100 000 коммунистов начали стомильный марш, чтобы свергнуть китайское правитель­ство под руководством Чан Кайши; в Германии произошло судьбо­носное объявление Адольфа Гитлера фюрером.

Монография Джекобсона положила начало дальнейшим ис­следованиям релаксации, а в 1970х гг. Герберт Бенсон, профессор медицины Гарвардского университета, предложил релаксацию вниманию миллионов американцев сначала в статьях в журналах «Ведение хозяйства» и «Семейный круг», а затем в книгах «Реакция релаксации» (1975) и «За гранью реакции релаксации» (1984). Что именно представляет собой реакция релаксации, Бенсон объяс­няет так:

«При появлении реакции "дерись или беги" задействуется сим­патическая нервная система, которая представляет собой часть автоматической, или не поддающейся влиянию воли, нервной системы. Симпатическая нервная система заставляет выделять­ся особые гормоны: адреналин (эпинефрин) и норадреналин (норэпинефрин). Упомянутые гормоны, эпинефрин и его производные, вызывают такие физиологические изменения, как повышение кровяного давления, частоты пульса и метаболизма тела... Поскольку импульс "дерись или беги" связан с гиперактив­ностью симпатической нервной системы, то есть и другой импульс, который успокаивает эту систему. Доказано, что гипер­тоники могут понизить свое кровяное давление, регулярно вызывая в себе этот другой импульс. Это и есть реакция релак­сации» (2).

Бенсон называл гипертонию «скрытой эпидемией» и напря­мую связывал ее со стрессом, который приводит к синдрому «дерись или беги». Вопреки расхожему мнению жизнь, полная стрессов, не представляет собой ничего нового. Как указывал Брентон, еще 4600 лет назад китайский летописец оплакивал свою эпоху, отмеченную бедствиями, неподчинением, бунтами, горем и внутренней горечью. Сходные жалобы мы встречаем и на шумерских табличках, заполненных около 5000 лет назад. Исто­рия говорит, что подобная ситуация превалировала в течение дол­гих веков во многих культурах, хотя надо признать, что современ­ная скорость жизни подвергает огромным, неизвестным ранее стрессам небывалое количество людей по всему миру.

Доказано, что сознательная релаксация является эффектив­ным средством против стресса и связанных с ним вредных физи­ологических последствий. Бенсон разработал собственную мето­дику вызова реакции релаксации, однако она хорошо известна по традиционным техникам йоги. В конце 1960х гг. в Лаборатории памяти Гарварда Тондайка (городской госпиталь Бостона) Бенсон даже проводил исследования по трансцендентальной медита­ции — популярному методу, пропагандируемому Махариши Махеш Йоги. Этот метод представляет собой простую мантра йогу, в которой посвящаемым дается мантра для повторения. Однако мантраджапа — лишь один из многих путей, рекомендуе­мых мастерами йоги для успокоения тела и мысли. Так, в хатха йоге релаксация осуществляется прямо на уровне тела.

Йогическая релаксация

Позу релаксации на санскрите чаще всего называют шавасана. Слово это составлено из «шава» (труп, мертвое тело) и «асана» (поза).Большинство западных писателей переводят его как «поза трупа», хотя более точно такой перевод соответствует санскрит­скому синониму мритаасана. Это довольно забавное опреде­ление. Как замечал Свами Гитананда из Южной Индии, мастера йоги обычно очень точны и глубокомысленны в наименовании поз, однако в данном случае определенно, говоря современным языком, вытянули не тот номер (3). Ведь йог, отдыхающий в шава асане, далек от смерти. Тем не менее почтенный Свами допускает, что это образное выражение намеренно подчеркивает неподвиж­ность, в которой отсутствует любое напряжение, словно у трупа. Поскольку слово «труп» в подобном контексте режет уши чувствительных людей как на Западе, так и на Востоке, даже индийские учителя йоги переименовывают данное упражнение в шантаасана (уравновешенная поза), прашантаасана (спокой­ная поза), нишкалаасана (неподвижная поза), акалакрия (прак­тика неподвижности). Свами Гитананда предлагал называть ее прашритаасана (лежачая поза) (4). А почему бы не назвать это упражнение шайтилияасана (поза релаксации), поскольку по­ложение лежа чаще всего используется для снятия напряжения с тела? Кстати, термин шайтилия встречается уже в «Йогасутре» (2.47) в контексте снятия напряжения (прайятна) при выполне­нии йогических поз. Шаваасана направлена именно на релакса­цию. Вот краткое описание этой техники:

1.  Лягте на спину, слегка разведя ноги и положив руки ладоня­ми вверх примерно в футе от тела.

2. Закройте глаза и рот, дышите спокойно через нос.

3. Проверьте свое тело и снимите любое напряжение, уделяя особое внимание плечам, мышцам лица, груди и живота.

4. Сохраняйте ощущение всего тела, продолжая дышать спо­койно и естественно.


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?