Наши партнеры:

Шри Ауробиндо - "Интегральная йога" - Раздел 5

Раздел 5. ПЕРЕЖИВАНИЕ

Переживание - вехи развития

- Я стремлюсь жить Йогой Шри Ауробиндо, святой жизнью, но я чувствую себя в дремучем лесу, в котором я потерял чувство направления. Где я точно? Я бы хотел иметь указание, как выйти из этого и достигнуть правильной дороги, что ведет ко Всевышнему.

Большей частью, начальной точкой является переживание, как бы ни было оно мало, которое служит указателем, и по нему справляются, чтобы не заблудиться, пока человек подготавливается для другого, более важного и решительного переживания. Действительные вехи и ориентиры на пути - это спонтанные переживания, а не которые приходят от умственной формации и всегда ненадежны. Очень важно замечать свои переживания и запоминать их. Строить систему развития - вторично, а иногда и вредно.

Переживание само по себе - это общение с аспектом Всевышнего, контакт с некой силой, расширение сознания, раскрытие тела, ломка внутреннего препятствия, пересечение какой-то стадии, открытие в себе новой двери - все это переживания. Когда вы имеете решительное и определенное переживание, например, вы открыли дверь вашего душевного существа, вы имели общение с ним, тогда вы знаете, что это означает.

Переживание и осознание

Переживание Правды есть изолированное или повторное нисхождение Правды в сознание или восхождение сознания в Нее. Осознание Правды есть состояние, в котором Правда становится утвердившейся частью сознания. Йоги - те, кто уже осуществил осознание, садхаки - еще пытаются получить осознание.

Переживание Правды в субстанции ума, в виталическом или физическом - где бы ни было, есть начало осознания. Когда я пережил мир, я начал осознавать, что это такое. Повторение переживания ведет к более полному и более постоянному осознанию. Когда оно утверждено где-либо, это и есть полное осознание в том месте или в части существа.

Да, это способ - сила стремления вносит силу в переживание и путем повторения интенсивности переживания - изменение.

Переживание - это процесс и сила осознания

Измените свое знание в переживании, и переживание поведет вас автоматически к другому переживанию. Но под переживанием я подразумеваю значение, совершенно отличное от того, что обычно берется за смысл этого слова. Это не переживание объекта или явления, в результате которого человек знает. Это то, что вместо знания и понимания - даже вместо знания намного более высокого, чем умственное, даже вместо наиболее интегрального знания. Это - становление силой, которая есть причина бытия факта, переживаемого вами. По существу, это значит стать тапасом явления, тапасом вселенной. Люди всегда говорят, что в начале проявления есть Сат-Чит-Ананда, они помещают это в таком порядке; первым - Сат, чистое существование, затем Чит, осознание этого существования, и Ананда, восторг от существования, который вызывает продолжение проявления. Но между Чит и Анандой есть тапас, что есть, так сказать, Чит в процессе осознания себя. И только когда человек становится этим тапасом в объектах, тогда человек имеет знание, которое дает силу. Тапас объектов есть то, что управляет их существованием в проявлении.

- Что вы подразумеваете под основным переживанием?

Это означает фундаментальное, главной” наиболее важное переживание, которое всегда остается, что бы там было или не было кроме.

- Ананда есть главное переживание?

Свет, Сила, Мир, Ананда составляют спиритуальное сознание. Они - среди главных переживаний.

- Как можно отличить грезу от переживания?

Обычно греза оставляет путаное и быстротечное впечатление, в то время как переживание пробуждает глубокое, прочное и длительное чувство. Но нюансы этого - тонки и многочисленны, и только через большую и искреннюю внимательность, через наблюдение, свободное от пристрастий и предпочтений, человек научается понемногу отличать одно от другого.

Переживания на умственном, виталическом и тонком физических планах, из-за различных формаций этих планов, часто представляются как бы конкретными наружными обстоятельствами. Тем же путем подлинные переживания разрушаемы умственными и виталическими приращениями и добавлениями. Одна из первых потребностей в нашей Йоге - различение и душевный такт, которые, не будучи унесенными возбуждениями ума и виталического, отличают ложь от правды, помещают каждую вещь на ее место, и дают ей ее подлинность и ценность, или отсутствие ценности.

Переживание уходит

- Когда я пришел в ваш Даршан, мне показалось, что это был сам Шива... Я почувствовал Ананду. Сознание всего этого оставалось 2-3 дня, и затем как бы испарилось.

Нет повода быть обескураженным тем, что вы называете испарением сознания переживаний, полученных вами в день посещения Даршана. Оно не испарилось, но оттянулось назад с поверхности. Так всегда происходит, когда это еще не высшее сознание, а некоторое переживание. Что вы должны суметь - это не допускать депрессию, но оставаться спокойным, позволяя пройти времени для усвоения и быть готовым для нового роста и переживания, когда бы оно не пришло снова.

Частота переживаний

- Уже точно полтора года, как я здесь, и, к сожалению, я не обнаруживаю каких-либо знаков развития, все в состоянии статус-кво.

У вас было несколько переживаний, которые есть знаки будущих возможностей. Чтобы произошло большее за первые полтора года, было бы необходимым иметь завершенную позицию садхака и отказаться от положения человека света. Только тогда развитие может быть быстрым с самого начала.

- Я бы хотел знать, вызывают ли переживания длительный результат в сознании. Оседают ли они там и становятся постоянным сознанием или просто случаются время от времени?

Они приходят сначала изолированно, затем более часто и на более длительный период, затем они обосновываются в человеке. В некоторых людях они обосновываются сразу, но это редко. К другим они настоятельно возвращаются, пока не обоснуются. Это менее редко. У кого-то происходящие переживания вначале перемежаются долгими интервалами и ожидают, чтобы сознание было готово для следующего их возвращения.

- Мне посчастливилось иметь то же самое переживание, повторившееся так скоро - через 12 дней. Да, это доказывает, что йогическое сознание начало расти в вас.

Не потерять себя в переживании

Нужно быть всегда больше, чем ваше переживание. Какова бы не была натура, сила и изумительность переживания, вы не должны быть подавлены им, оно не должно преобладать над вами до размеров, что вы теряете равновесие и контакт с благоразумным и тихим отношением. Когда вы входите, каким бы ни было путем, в соприкосновение с силой или сознанием, которое превосходит ваше, вместо того, чтобы оказаться полностью во власти этого сознания или силы, вы должны помнить всегда, что это только одно переживание из тысячи, и потому оно не имеет характер Абсолюта, оно относительно. Каким бы не было оно прекрасным, вы можете и должны иметь еще лучшее. Тогда вместо того, чтобы терять голову, вы помещаете переживание в цепь вашего саморазвития, и вы храните нормальный физический баланс, вы не теряете чувство относительности.

Определенная экзальтация, возвышение существа приходит естественно с сильными переживаниями, и чувство удивления, изумления или чуда может придти также, но не следует быть эгоистическому чувству в экзальтации.

Как защитить себя в переживании

Никогда не забывать чувство полной самоотдачи Милости, которая есть выражение Верховного. Вы передаете себя полностью тому, что над и за всем творением, и вместо поиска персональной пользы в переживании, выделаете из него подношение Всевышней Милости. Вы знаете, что переживание исходит из Милости, и что результат переживания следует отдать назад этой Милости. Тогда вы в безопасности. Никакой амбиции, тщеславия, гордости. Искренняя самоотдача, искреннее смирение - и вы защищены ото всякой опасности.

Всегда есть враждебные силы, что пытаются оборвать или сломить переживание. Если они входят, это знак того, что есть что-то в существе, в виталическом или физическом, что отвечает им, или слишком инертно, чтобы противостоять.

Спонтанные переживания и умственные формации

Любое переживание, которое есть результат предвзятой мысли или представленной заранее воли, не имеет ценности со спиритуалистической точки зрения. Они, умственные формации, которые делают из вас игрушку, не имеют реальности, подлинности.

Вступив в Йогу, необходимо не превращаться в игрушку ваших собственных умственных формаций. Вы должны доверять вашему переживанию, но вы должны очень заботиться о том, чтобы не строить внутри себя представление о переживании, которое вы хотите иметь. Мысли, которые вы об этом формируете, формы, которые вы ожидаете или на которые надеетесь - это умственные формации, т. е. реальные создания, и вашей идеей переживания вы создаете формы, которые в некоторой степени независимы от вас и которые приходят назад к вам, как бы снаружи, и дают вам впечатление, что они - переживания. Поэтому, когда вы следуете умственной дисциплине, вы должны особенно не воображать, не желать, чтобы у вас было заранее определенное переживание или продвижения, поскольку вы можете таким способом создать иллюзию этого переживания.

Переживание и его описание

Переживание должно придти первым, а объяснение потом. Шри Ауробиндо говорит: никогда не сомневайтесь в вашем переживании, но вы можете не доверять вашему объяснению, которое есть умственная активность. Для большинства людей переживание существует только тогда, когда оно может быть объяснено. Любое переживание до тех пор, пока они не могут объяснить его себе, материализовать в точных словах, как бы не существует вовсе! Переживание для вас как бы имеет недостаточно осязаемую силу, пока вы не можете выразить его для себя, и начинается только тогда, когда вы сможете описать его. Именно эта потребность выражения, потребность перевода и есть причина того, почему большая часть его интенсивности, его способности к действию по внутреннему и внешнему преобразованию уже исчезла. Именно здесь человек может сказать, что в выражении, объяснении - есть всегда опускание вниз.

- Объясните Ваше высказывание: “для вас переживание начинается только тогда, когда вы способны описать его... а когда вы способны описать его, главная часть его силы и его способности к действию для внутреннего и внешнего преобразования уже испарилась”.

Я имела в виду, что переживание превосходит по важности превышает намного эту формулировку, которую вы делаете из него в вашем уме. Переживание часто намного превосходит способность к выражению. Переживание имеет полноту, силу для прямого действия на натуру, которое немедленно и мгновенно. Например, в результате данных обстоятельств или через исключительную Милость, вы были помещены в контакт со сверх-разумным светом, или силой, или сознанием. Это как внезапное раскрытие в вашей замкнутой скорлупе, отверстие, прорезанное в светонепроницаемой оболочке, которая отделяет вас от Правды, и вот контакт установлен. Немедленно эта Сила, это Сознание, этот Свет действуют даже на ваши физические клетки, они действуют в уме, в виталическом, в теле, меняют вибрации, организуют материю и начинают свою работу преобразования. Вы под шоком этого внезапного контакта и этого действия, для вас это вид неописуемого состояния, которое захватывает вас и о котором вы не имеете ясного, точного, определенного представления. Для вас это невыразимо и необъятно. Это “что-то происходящее”, и оно может дать вам впечатления удивительной и изумительной вещи. Таково переживание в его эссенции и подлинной силе.

Постепенно, по мере того, как действие продолжается и внешнее существо начинает ассимилировать это действие, способность наблюдения пробуждается. Сначала в умственном сознании происходит вид объективизации, что-то в умственном смотрит, наблюдает и переводит своим собственным способом. Это то, что вы называете “пониманием”, и это то, что дает вам впечатление, что вы имеете переживание. Но это уже есть значительное уменьшение самого переживания, это транскрипция для использования ее вашим умственным, виталическим и физическим измерением, это нечто суженное и сокращенное, в то же самое время дающее вам впечатление, что вещь прояснилась, а она лишь спустилась вниз до размера вашего понимания.

Этот феномен всегда происходит даже в самых лучших случаях. Я не говорю о случаях, когда сила переживания переводится еще более неосознанными движениями и поглощается несознанием вашего существа. Я не говорю о тех многочисленных случаях, в которых как только человек начинает получать переживания, его ум пробуждается, любопытствует и говорит: что это происходит? Тогда все исчезает совсем, или вы поймаете деформированный обрывок чего-то, что уже потеряло свою силу и всю реальность. И еще, если есть где-либо в существе, в умственном или виталическом, какая-то неискренность, которая вами допускается, переживание искажается и деформируется полностью. Нет, я не говорю о лучших случаях, когда существо искренне, под контролем и функционирует наиболее благоприятно. Я допускаю, что ум остается достаточно сильным и чистым, чтобы не фальсифицировать переживание. Я говорю о случае, в котором ваш ум ясен, в котором вы уже сознательно продвинулись по пути, и даже о том, в котором ваш ум начал быть преобразуемым, когда он приобрел привычку получения этого Света, когда ваш ум проницаем для него, когда он достаточно восприимчив, чтобы абсорбировать его. Даже тогда в момент, когда ум захочет переводить переживание способом, постижимым для человеческого “просвещенного” сознания, в момент, когда ум захочет формулировать, сделать переживание определенным и понимаемым, он уменьшает, сокращает, ограничивает, истощает, ослабляет, пятнит переживание

Формулирование в словах, понятных для человеческого ума, есть - неизбежно, неминуемо - ограничение, уменьшение силы действия переживания. Когда вы можете сказать ясным и осознанным путем: то-то и еще то-то произошло, когда вы в состоянии описать в понятной манере феномен, он уже потерял свою силу действия, свою интенсивность, мощь, правду. Это не значит, что мощь, интенсивность, сила действия там отсутствовали. Они были там и в лучших случаях, вероятно, максимальный эффект переживания производится прежде, чем вы начинаете давать ему постижимую форму.

Для людей, которые имеют преимущественно интеллектуальную деятельность, это умственное вторжение в переживание почти неизбежно. Они должны схватить, завладеть, понять умственно все внутренние переживания и начать формулировать их. Если они имеют силу выражения, они пытаются аранжировать их в слова. Но когда вы жили этим переживанием, и когда вы восприняли это опускание, эту нисходящую линию между переживанием и выражением, вы видите на каждом шагу глубокую реальность переживания, отступающего, постепенно исчезающего на заднем плане вместо того, что бы быть впереди и доминировать надо всем существом. Оно отступает медленно, и то, что остается снаружи есть только вид сухой и холодной имитации - это может быть выражено в очень восторженных словах, но в отношении к тому, чем было само переживание, это так бесчувственно и ослаблено. Весь подлинный восторг, подлинная красота, внутренний подъем, эта чудесная теплота переживания - все это уходит прочь.

Умственное овладение переживанием неизбежно и служит средством для преобразования

Мы всегда имеем склонность переводить умственно все то, что происходит с нами в спиритуальном мире. Мы хотим объяснить это самим себе, вытянуть заключения из этого, сделать из переживания правило действия, извлечь умственную выгоду из того, что произошло, пытаемся, чтобы переживание могло быть изменено в нечто практически полезное. Это делается почти автоматически. Это то, что Шри Ауробиндо называет “умственное владение переживанием”. К несчастью, лучшая часть переживания ускользает прочь. Чтобы хранить его нетронутым, человек должен оставаться в состоянии, где переживание не ментализируется, но если человек живет во внешнем мире, это практически невозможно. Вот почему те, кто хотел насладиться своими спиритуальными переживаниями, без умственного вмешательства, оставались в состоянии транса и тщательно избегали опускания вниз на уровень действия.

Но если вы хотите преобразовать жизнь, если вы хотите, чтобы спиритуальное переживание имело воздействие на ум, виталическое и тело, на ежедневные действия, вы обязательно вынуждены всегда пытаться перевести это умственно и принимать неизбежное уменьшение до того дня, когда ум сам будет преобразован и будет в состоянии участвовать в переживании, не деформируя его. Что мы хотим сделать, есть еще большая трудность, т. к. хотим, чтобы виталическое так же было преобразовано таким способом, чтобы оно стало в состоянии принять участие в переживании, не деформируя его, и финально, мы хотим, чтобы само физическое тело было трансформировано путем спиритуального действия и не было более препятствием для переживания. Но прежде чем мы поднимемся до этого, все наши переживания, для того чтобы достигнуть высшего сознания, должны неминуемо пройти через обычный умственный метод наблюдения, анализа, дедукции, и тогда самая эссенция переживания исчезает, остается только очень сухая кора, которая потеряла всю свою силу существования. Но это неизбежно...

Ваше спокойствие в течение переживания позволит ему развиться с полной силой

В течение переживания ум должен быть спокоен. После того, как переживание кончилось, он может быть активен. Если он будет активен при переживании, переживание может прекратиться совсем.

Вы должны сильно остерегаться ума, когда вы хотите войти в мир переживаний. Как только ум вторгается, говоря что именно происходит, тогда если это и будет дальше происходить, это более не та самая вещь, а фабрикация. Первое условие - храните молчание. Не только храните в молчании язык, но еще и голову, храните ее в молчании. Если вы хотите иметь подлинное, искреннее переживание, на котором вы можете строить, тогда вы должны знать, как хранить спокойствие, иначе вы не имеете ничего, только то, что сфабриковали сами, а это эквивалентно нулю.

Первая вещь - научить ваш ум не шевелиться, по любому поводу не возбуждаться, позволить происходящему развиться полностью, не желая узнать, что происходит. Не будьте слабоумным, храните спокойствие и тишину, и ждите. Вы должны быть в состоянии жить переживанием часами и днями без ощущения необходимости формулировать его для себя. Когда вы сделаете это, тогда вы получите всю пользу полностью. Оно действует, обрабатывает натуру, преобразовывает клетки - оно начинает свою работу преобразования. Но как только вы начнете смотреть и понимать, и формулировать - это уже нечто, что принадлежит прошлому.

Переживанию следует позволить длиться его полное время, чтобы оно могло развиться и дать полный эффект. Его не следует прерывать кроме случаев необходимости, или если это нехорошее переживание.

Хранить в секрете или рассказывать о переживании?

Во всех спиритуальных дисциплинах первая вещь, чему вас учат, это запрещение рассказывать ваши переживания другим. Если вы хотите прояснить свой ум, расскажите ваши переживания вашему спиритуальному Учителю, и никому больше, и даже передавая вашему Учителю, вы должны быть очень аккуратным, внимательным, точным. Когда вы наблюдаете, что произошло в вас, если вы наблюдаете пристально, вы видите, что есть вещи, которые вы не полностью осознали, часто есть бреши, разрывы в продолжительности - чрезвычайно трудно попасть в неразрывность сознания и проследить движение до конца, Тогда, если вы расскажете ваши переживания, даже не желая прибавлять что-либо, не нарушая искренности, вы вкладываете в него то, что недостает. Вы можете быть уверены, что будет некоторая умственная транскрипция, поскольку ум всегда умеет “заполнить бреши”, он любит, чтобы вещь была логической и последовательной, даже без вашего знания об этом, совершенно самопроизвольно он подставляет элементы, пропущенные в вашем переживании и тем извращает его. Я не обвиняю никого, я знаю, что это самопроизвольный феномен. Вы должны быть чрезвычайно внимательны для того, чтобы быть полностью точным и аккуратным... Если вы ищете прояснения, вы не должны сами объяснять этого в улучшенном виде, дайте мне точное отражение того, что произошло.

Что касается секретности, определенная осторожность или молчание об инструкциях Гуру и своих собственных переживаниях всегда желательна, но абсолютной секретности или тайны из этого делать не надо.

- Повредит ли, если я покажу товарищу некоторые части моего письма к Вам, те, которые имеют отношение к моему персональному переживанию?

Показать или нет - в этом нет большой важности, как вы сами чувствуете это. Позднее может стать необходимым для вас хранить все ваши переживания про себя.

Не изводите себя тем, что переживание исчезло. Все это произошло, чтобы заставить вас узнать, что в таких случаях, после возникновения радости от благословения Шри Ауробиндо, лучше быть сосредоточенным и хранить свою радость закрытой внутри, чем выбрасывать ее наружу в общении и разговорах с другими. Переживание, когда о нем говорят, исчезает, и человек теряет пользу, которую оно нам приносит.

Нехорошо слишком много разговаривать с другими о садхане и ее переживаниях. Переживания, наши собственные и переживания других, если вам случится узнать о них, не следует обсуждать или делать предметом пересудов. Иначе это становится подобно новостям из Абиссинии или Испании, нечто общее и тривиальное, жвачкой для виталической массы ума.

Как правило, нежелательно рассказывать свои переживания другим. Это ослабляет переживания и ведет к снижению сознания. Может быть исключение из этого правила, но это зависит от личности и обстоятельств. Только если может быть некоторая духовная польза для других, и даже тогда только о прошлых переживаниях человек может говорить.

Всегда хорошо записывать, что происходит в вас. Нужно существенное записывать в дневнике, ничего не утаивая, но это не обязательно делать каждый день. Стиль, обработка не имеют существенного значения. Для садхака все, что нужно - это передать ясно восприятия и переживания садханы.

Условия для получения подлинного переживания

Не будьте чрезмерно жаждущими переживаний, ибо переживания вы всегда будете иметь, сломав однажды барьер между физическим умом и тонкими планами. К чему вы должны стремиться более всего - это улучшенное качество воспринимающего сознания в вас, различение в уме, беспристрастный, бесперсональный следящий взгляд на все, что происходит в вас и вокруг, чистота в виталическом, тихая невозмутимость, долгое терпение, отсутствие гордости и чувства великости и еще - особенно - развитие душевного существа в вас, самоотдачи, душевного смирения, преданности. Сознание, сделанное из этих вещей, брошенную в эту почву, может приносить плоды без поднятия целины, без ошибки или отклонения при стремительном натиске света, силы и переживания из сверх-физических планов. Полное совершенство в этих отношениях едва ли возможно до тех пор, пока вся натура - от высокого ума до подсознательного физического - не сделается единой в свете, который более велик, чем ум; но достаточное основание из этих качеств и сознание, всегда самонаблюдающее, бдительное и растущее обязательны.

Пока адхар не сделается чист, никакой более высокой интуитивной, освещенной, спиритуальной Правды, ни над-разумной, ни сверх-разумной не может проявиться. Какие бы не спускались от них силы, они смешаются с низшим сознанием, и место Правды занимает полуправда, а иногда и опасная ошибка.

 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители библиотеки YogaLib.ru! Вы можете оставить свои комментарии к понравившимся книгам или статьям, используя данную форму. (сообщения рекламного характера будут незамедлительно удаляться)


Защитный код
Обновить


«Случайный» афоризм:

Голосование

Кого по вашему мнению можно называть настоящим йогом?